29 марта 19:51 в Саратове +8°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Упавшее знамя культуры

Была ли у нас культура в Год культуры и об «обидах» министра Краснощековой «Четвертая власть» побеседовала с председателем по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты, директором Саратовского цирка Иваном Кузьминым.

10:00, 13 февраля 2015 Автор: Беседовал Сергей Щукин

Год культуры с некультурным министерством

Саратовская область пережила Год культуры и теперь медленно входит в Год литературы. Если судить по итоговой коллегии регионального министерства культуры, 2014 год прошел «на ура». Вот только пафос подпортила профсоюзный деятель Дмитриева, которая пыталась сказать про сокращения клубов и библиотек в районах, про урезание фонда зарплат на 20-40%, но министр Светлана Краснощекова заткнула ее. И правда, это же министру не интересно, куда важнее прошедшие фестивали, концерты и фейерверки. О том, была ли у нас культура в Год культуры и об «обидах» министра Краснощековой «Четвертая власть» побеседовала с председателем комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты, директором Саратовского цирка Иваном Кузьминым.

Ремонт филармонии как личный проект губернатора

- Иван Георгиевич, прошедший в Саратовской области Год культуры, отличался ли, на ваш взгляд, от предыдущих годов?

- Конечно, обращение внимания всех органов власти на культуру, в какой-то мере, повернуло к ней всех тех людей, которые об этом раньше не задумывались. Для нас, работников отрасли, сам указ о том, что 2014 год объявляется Годом культуры, был очень значимым. Раньше государственные приоритеты были расставлены на первостепенные отрасли: образование, здравоохранение и сельское хозяйство, по ним шли программы. Культуры не было, и, к сожалению, сколько мы не бились, нам не удавалось переломить тенденцию. Объявление Года культуры стало для нас знаменем, которое надо поднять и высоко нести для того, чтобы обратить внимание на все те проблемы и задачи, которые есть в отрасли, и в том числе принять ряд законодательных актов. И надо отметить, что на сегодняшний день думой принят закон о культуре, он в какой-то мере регламентирует нашу деятельность как отрасль. Что касается мероприятий, то они, конечно, все проходили под эгидой Года культуры. Если сравнивать число мероприятий прошлого, позапрошлого годов, то они примерно были сравнимы: фестивали, конкурсы, различные ярмарки, связанные с культурой, участие всех учреждений культуры области - оно как было, так и осталось. Единственно, проведение их под эгидой Года культуры в какой-то степени мобилизует людей и повышает уровень ответственности. Это мы все чувствовали. Что касается мероприятий по укреплению материальной базы - это, прежде всего, введение в строй филармонии. Несмотря на то, что были выделены федеральные средства, несмотря на софинансирование, если бы не Год культуры, уровень ответственности мог бы снизиться, и еще неизвестно, введена ли была филармония или нет. Подхлестнул и приезд в Саратов федерального министра культуры. У нас в цирке была юбилейная «Принцесса российского цирка». Нам хотелось сделать что-то новое, внести свою лепту в Год культуры, и мы сделали музей саратовского цирка. Поэтому я считаю, что Год культуры придал нам, работникам отрасли, какую-то значимость на уровне государства.

- Тем более что губернатор активно подгонял чиновников и строителей, тех же рабочих филармонии.

- Да, думаю, нужно сказать огромное спасибо губернатору Радаеву, практически еженедельные планерки с его участием - это дорогого стоит. Он понимал, что Год культуры нужно завершить каким-то знаковым событием и принимал личное участие, как в коллегиях министерства культуры, так и в проведении заседаний экспертных комиссий и экспертного совета по культуре, который возглавляет он сам.

Нереализованный потенциал и недостойное поведение министра

- Вы сказали, что в начале прошлого года в области было поднято знамя культуры, но удалось ли это знамя достойно пронести через весь год? Насколько был реализован этот потенциал?

- Если быть откровенным и критичным к самим себе, то надо сказать, что в области мы не использовали потенциал участия губернатора в наших мероприятиях, и в части выполнения его видения по решению тех или иных вопросов. Приведу два примера. В феврале 2014 года он принимал участие в коллегии и расставил там приоритеты так, что, казалось бы, бери, выполняй каждое поручение, и это будет весомый вклад в Год культуры Саратовской области. Это и проведение мероприятий по увеличению или несокращению сети учреждений культуры в районах, и проведение мероприятий по увековечиванию наших земляков - писателей, художников. Он четко сказал: в Год культуры нужно, чтобы школьники и клубные работники встречались с нашими земляками: писателями, художниками и поэтами. Это ведь и воспитание у детей любви к нашей родной земле, и идеологический подъем. Я считаю, что этот момент мы упустили. Да, были определенные выставки, встречи с писателями, но они были локальными.

Второй момент, связан с тем, что у нас, несмотря на Год культуры, произошло и сейчас продолжает происходить сокращение сети учреждений культуры в муниципальных образованиях, сокращение числа работников, так называемая оптимизация, и неувеличение заработной платы при этом оставшихся работников. То есть, если мы оптимизируем, то высвобождаются определенные средства, и, по логике, весомая часть этих средств должна идти на улучшение самой отрасли - или материальной базы, или улучшения положения самих работников. К великому сожалению, этого не происходит. Осенью губернатор проводил выездное заседание экспертного совета по культуре в городе Красноармейске с приглашением министерств, глав администраций. Там он дал четкое указание главам: не допускать таких моментов. И дал указание проследить за их работой в сфере культуры. Опять же, к великому сожалению, министерству культуры, не удалось этот пласт сдвинуть. Не были проведены выездные заседания, выездные проверки, не были собраны на месте окружные совещания под эгидой задания губернатора. Да, было сделано много положительного, но проблемы в культуре остаются, и в муниципальных районах они только усугубляются. Все это нашло свое отражение на последнем заседании коллегии министерства культуры.

- Вы имеете в виду историю, когда министр Краснощекова пыталась перебить и заткнуть главу профсоюзов Дмитриеву, которая рассказывала об увольнениях работников культуры в районах? Как вы, кстати, можете оценить ее странное, хамское поведение?

- Меня на коллегии, к сожалению, не было, я был на коллегии Росгосцирка, но об этом факте знаю. И у меня в связи с этим возникло несколько вопросов. Проблема сокращения сети учреждений в районах и невыплата заработной платы есть? Есть. Этот вопрос сам по себе разрешится? Не разрешится. Он затрагивает отрасль? Затрагивает. Тогда где, как не на коллегии, этот вопрос обсудить?! И тем более что не так давно его рассматривали на думском комитете, и на заседании комитета мы решили провести выездное заседание депутатов областной думы совместно с депутатами муниципального образования, разобрать отрицательные примеры и найти выход. Почему бы на коллегии, если председатель обкома профсоюзов поднимает данную проблему, не разобрать ее?! Я считаю, что министру культуры недостойно обрывать свою коллегу. Надо просто помнить про этикет и дослушать человека. Эту проблему надо было поддержать, найти совместные решения по выходу из этой ситуации, привлечь к этому всех членов коллегии, и затем уже выезжать на места, может быть, провести там расширенное заседание коллегии. Поэтому я не могу приветствовать факта, который произошел, я полагаю, что министр сочла выступление Дмитриевой за какие-то личностные взаимоотношения. В нашей работе мы все личностное должны откладывать за пределы работы. Нравится человек - не нравится человек, нравится его позиция - не нравится его позиция, если это во благо дела и для дела, то надо вместе засучивать рукава и работать над решением проблемы. Только тогда работники отрасли оценят это, и только тогда скажут спасибо. Конечно, это неприятно слушать, все-таки на коллегии шло подведение итогов Года культуры, доклады о том, что все идет нормально, - как будто праздничное мероприятие, и вдруг звучит что-то отрицательное. Но эта неприятность во имя развития нашей отрасли, ее надо было принять и всем вместе работать над этой проблемой. Я думаю, что сейчас министр поняла свою определенную ошибку, и, конечно, она, обком профсоюза и комиссия по культуре Общественной палаты вместе напрягутся и будут решать эту проблему. Никому кроме нас не придется решать ее.

- Значит, реакцию Светланы Краснощековой вы объясняете ее эмоциональностью?

- Я считаю ее сиюминутным эмоциональным выпадом. (Напомним, что на той же коллегии министр признала, что ее «гложет обида» из-за критики ее со стороны депутатов, - ред.)

«Закрыли клуб, закрыли библиотеку - куда идти людям?»

- Вернемся к плачевному положению с культурой в районах. 131 ФЗ дал районам большую самостоятельность, в том числе в вопросах распределения бюджетных средств. Они у себя что хотят, то и делают. Разве минкульт как-то может повлиять на глав, чтобы они не лишали последних денег отрасль культуры и работников клубов и библиотек?

- В правовом поле влияния как такового нет, но есть ответственность органа власти и прогнозирование относительно того, что будет после этой оптимизации. Закрыли клуб, закрыли библиотеку - куда идти людям, тем более молодому поколению? Неважно, что там его немного. В итоге они или уезжают из этого села, и село вымирает, или идут в подворотню, где начинается криминал, спиртные напитки и так далее. Что вообще такое оптимизация? Есть определенный стандарт, и тех, кто под этот стандарт не подпадает, сокращают. Но по закону, если в одном месте убывает, то в другом месте прибывает. Если в одном месте что-то сократили, то в другом должно что-то улучшиться. А чтобы жители села, в котором прошло сокращение, не пострадали, нужно организовать транспортное сообщение с соседним селом, в котором есть очаг культуры, чтобы люди могли без проблем попасть в библиотеку, клуб или в кино. Да, муниципальные образования имеют широкие права по 131 ФЗ, но на то она и власть, что должна жить не сегодняшним днем, а видеть перспективу и прогнозировать свои действия. Что будет завтра, послезавтра, после того, как закроются клуб и библиотека? Такие прогнозы есть? Такие выводы есть, их кто-то делал? Надо понять, что если мы пытаемся сэкономить на культуре, мы не экономим, а губим человечество. На культуре нельзя экономить, это же не только место, где люди проводят свой досуг, ее надо понимать во всеобъемлющем смысле. Какой человек войдет в общество, таковым общество и будет. А если мы сами его неумышленно толкаем на обочину дороги, то такого гражданина мы и получим.

Знамя культуры, которое в том году поднял губернатор, надо было подхватить и нести его. Это надо было использовать.

- Что вы имеете в виду под словом «использовать»?

- Например, губернатор побывал в каком-то районе, дал какие-то поручения, надо было сразу брать все органы власти и выезжать на место.

- По горячим следам губернатора?

- По горячим следам решать все вопросы. Я больше чем уверен, что никто из чиновников не смог бы отказать и заявить, что он ничего делать не будет. К великому сожалению, нам это не удалось.

- Иван Георгиевич, одним из глобальных проектов Года культуры в области был ремонт старого ТЮЗа. Как так вышло, что проект не был реализован, сроки работ сорваны?

- Здесь есть несколько объективных причин: во-первых, специфическое расположение здания. В том месте, где оно находится, сильно стройку не развернешь, поэтому пришлось искать способы размещения техники. Во-вторых, когда прошло глобальное обследование, оказалось, что часть разрушений в здании намного больше, чем предполагалось. Практически всю основу здания, все перекрытия нужно менять, поскольку они просто не выдержат новую строительную основу. Кроме того, здание является памятником архитектуры и состоит на учете, и потому к нему особые требования. Не все могут выполнить эти требования. Если бы средства были неограниченные, то да, а за выделенные средства не многие специалисты могут выполнить такой объем работ. Поэтому сроки постоянно меняются и отодвигаются, к сожалению. За стройку отвечает комитет капстроительства, и средства идут через него, а министерство культуры должно звонить во все колокола, чтобы привлекать внимание руководителей области к затягиванию стройки. Было же сказано о том, что к концу этого года в ТЮЗе должен пройти первый спектакль. Сейчас понятно: чтобы этого достичь, нужно работать по 24 часа в сутки.

- Этот год объявлен Годом литературы, как вам кажется, удастся ли области достойно пронести это знамя?

- В области - Год дорог, в России - Год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, одеяло будет постоянно перетягиваться. По этой причине мне немного дискомфортно. И потом Год литературы - это все-таки мероприятие межведомственного характера. В Год культуры все было понятно - вся отрасль поднялась, целая армия, и эта армия работала. Здесь несколько армий: отрасль образования, отрасль информации и печати, журналистика и, конечно, отрасль культуры. У нас есть оргкомитет, есть межведомственный план, тем не менее, когда за работу отвечает сразу несколько человек, непонятно, кто будет нести конкретную ответственность за конкретные мероприятия. Меня это несколько настораживает.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Год культуры, Иван Кузьмин, минкультуры, Светлана Краснощекова

В Саратовской области ожидается потепление до +22 градусов

В Саратовской области ожидается потепление до +22 градусов

Паводок. В Саратовской области закрыли дороги в 12 районах, затоплено 22 моста

Паводок. В Саратовской области закрыли дороги в 12 районах, затоплено 22 моста

В Саратове вырастет стоимость проезда на 34-х автобусных маршрутах

В Саратове вырастет стоимость проезда на 34-х автобусных маршрутах

Популярное
наверх