19 марта 12:37 в Саратове +2°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

«Сбежавшая» электричка

Останется ли в регионе пригородное железнодорожное сообщение?

12:00, 29 сентября 2014 Автор: Сергей Владин

Недавно в областной Общественной палате состоялся «круглый стол», на котором обсуждалась ситуация с пригородными железнодорожными перевозками в губернии.

Разногласия на этом мероприятии не заставили себя долго ждать. Для областной власти головная боль сегодня – это формирование затрат ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания», из которых складываются показатели для расчета экономически обоснованных тарифов компании. По мнению перевозчика их затраты гораздо выше тех, что им компенсирует областной бюджет, расходы на перевозку пассажиров не покрываются. Но чиновники упорно стояли на своем. Дескать, расчет выпадающих доходов в ведется в соответствии с нормативной базой, которая утверждена региональными нормативными правовыми актами.

 

Странный секвестр

А какова ситуация на самом деле?

Как бы ни обосновывал свои аргументы областной комитет по тарифам, есть решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 августа нынешнего года. Суд удовлетворил требования «Саратовской пригородной пассажирской компании» и признал незаконными действия Комитета по тарифам Саратовской области по части расчетов экономически обоснованных затрат перевозчика на аренду подвижного состава. А именно, были неприняты более 200 млн. рублей из заявленных  506,6 млн. рублей.

- Ситуация с каждым разом все хуже, - пояснил начальник отдела по работе с органами власти ПривЖД Андрей Верховский. - Нормативная база одна и та же, и она не менялась. Перевозчик каждый год предоставляет в Комитет по тарифам одни и те же документы. Однако в 2011 году пригородной компании  урезали экономически обоснованные затраты на 82 млн. рублей, а уже в этом году сокращение составило более 200 млн. При этом находятся любые причины, которые служат предлогом для такого с позволения сказать секвестирования. Компания считает эти причины необоснованными. В итоге у Саратовской ППК по балансу сейчас убытки за последние три года уже составили 446,7 млн. рублей.

Обычно принято считать, что железнодорожники требуют компенсаций из бюджета за перевозку льготных пассажиров. Действительно, сегодня 54% пассажиров – это льготники. Остальные оплачивают билет по тарифам, которые утверждены областным комитетом по тарифам. А в летний период, когда дачный сезон в разгаре, добавляются электрички на Тарханы, Карамыш, Татищево. При этом резко возрастает количество пассажиров, пользующихся льготами – до 70%.. Но мало кто из нас знает, что, к примеру, в Астраханской, в Волгоградской областях льготы частично монетизированы. Пассажиры на пригородных перевозках в этих регионах пользуются льготами уже не в полном объеме. Какую-то часть оплачивает пассажир, другую компенсирует местный бюджет. И лишь Саратовский регион пока остается этаким оазисом для льготников.

Кстати, за 8 месяцев нынешнего года Саратовской ППК на территории области было перевезено чуть более 3 млн. пассажиров. Это на 3% меньше, чем в прошлом году.

Кто заказывает «музыку»?

- Несмотря на снижение пассажиропотока, наша компания сегодня получила меньше убытков, чем в 2013 году, - рассказал генеральный директор Саратовской ППК Александр Перепелков. – Мы добились этого только за счет внутриоперационной деятельности, более эффективной работы. И это никак не связано с бюджетным финансированием, с бюджетными компенсациями…

В областном бюджете на 2014 год на компенсацию выпадающих доходов возникающих в результате государственного регулирования тарифов предусмотрено чуть более 198 млн. рублей на всех перевозчиков. Но в областном Комитете по тарифам сделали экспертное заключение, что выпадающие доходы для Саратовской ППК в текущем году составят лишь 74 млн. рублей, при потребности  287,5 млн. То есть, лишь четвертая часть от потребности. Но даже этих денег компания не получает. На сегодняшний день региональный бюджет должен Саратовской ППК 35 млн. рублей.

Поэтому, речь не идет о компенсации за льготных пассажиров, как это принято, например, в системе автоперевозок. Спор возник из-за величины экономически обоснованных тарифов. Точнее из-за той разницы, которая возникла (и раньше возникала) между расчетами Саратовской ППК и тем, как считали и считают в областном Комитете по тарифам. Перевозчик при этом отчасти связан, как говорится, «по рукам и по ногам». Почему?

- Заказчиком по вопросам железнодорожного пригородного сообщения является областное министерство транспорта, - пояснил Александр Перепелков. - Оно может отказаться от пригородных перевозок вообще, это их право. Именно регион заказывает объемы: направления перевозок, количество составов и количество вагонов в каждом из них. Однако на следующий год эти объемы до сих пор не определены.

Получается интересная картина. Областной минтранс заказывает почти все до мелочей, а региональный Комитет по тарифам в свою очередь секвестирует экономически обоснованные затраты.

Тут предельно все понятно. При государственном долге Саратовской области в сумме более 40 млрд. рублей, лучше считать в сторону уменьшения, не заглядывая в будущее железнодорожного пригородного сообщения…

«Рельсы» саратовской экономии

Но видимо региональные чиновники разучились считать. Или в разных ведомствах трудятся неграмотные экономисты.

До 1 декабря необходимо будет определить объемы пригородных перевозок на 2015 год. Затем, после подписания совместных документов между Саратовской ППК, региональной властью, из федерального бюджета будет субсидирована инфраструктурная составляющая пригородных перевозок. Вот как эту ситуацию прокомментировал Александр Перепелков:

- В чем суть проблемы? Сегодня затраты любой пригородной компании состоят из двух частей. Первая – это  так называемая локомотивная составляющая, то есть аренда или  содержание собственного подвижного состава. А вторая часть – это как раз плата за содержание инфраструктуры. Это уже регулируется федеральным законодательством. Стоимость таких услуг, если сравнивать обе части, примерно равны. К примеру, локомотивная составляющая у нас оценивается в 300 млн. рублей. И примерно в такую же сумму обходится содержание инфраструктуры. Минтранс РФ требует лишь одного сегодня, чтобы мы согласовали объемы перевозок, которые необходимы, затем нужно определиться с объемами компенсаций на региональном уровне. И только после этого федеральный центр сможет субсидировать на 99% инфраструктурную составляющую. К примеру, вместо 300 млн. рублей мы могли бы нести затраты на эту часть лишь в сумме 3 миллионов.

Стоит добавить, что в федеральном Министерстве транспорта говорят о необходимости выполнения требований не только всех нормативных документов, но еще нужно подтвердить безубыточную работу компании. Вот в этом случае в 2015 году по пригородным железнодорожным перевозкам Саратовской ППК получит из федеральной казны компенсацию на содержание своей инфраструктуры.

Может быть, железнодорожники хотят слишком многого? Давайте разберемся…

В августе этого года в Министерстве транспорта РФ прошло селекторное совещание. Было отмечено, что начиная с будущего года финансирование затрат на жд инфраструктуру (по пригородным сообщениям) со стороны федерального бюджета в размере 99% от общей стоимости будут осуществляться только при условии зафиксированных в региональном бюджете обязательств субъекта РФ по финансированию деятельности перевозчика в объеме, достаточном для полной компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов. Но как рассчитываются чиновниками эти выпадающие доходы Саратовской ППК, мы уже знаем. При такой «бухгалтерии» о какой безубыточности компании может идти речь?

Саратовская ППК при расчете экономически обоснованного тарифа учитывала только 1% от общей стоимости услуги по использованию инфраструктуры. В результате областной бюджет в период 2011-2013 гг. сэкономил более 687 млн. рублей. А в 2014-2017 гг. эта экономия должна составить более 1 млрд. рублей. Но в областном Комитете по тарифам почему-то продолжают что-то «выкраивать».

Итог такой финансовой политики предельно ясен. Саратовская ППК рискует остаться без субсидий федерального центра, а Саратовская область, как следствие, без пригородного железнодорожного сообщения.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

с 1 октября этого года в Саратовском регионе Приволжской магистрали отменяются  пригородные поезда по таким направлениям, как Саратов-1 – Сенная; Тарханы – Анисовка, Саратов-1 – Тарханы. А с 2 октября отменяется поезд сообщением Сенная – Саратов-1. И это далеко не весь перечень. 8 сентября был отменен еще ряд электричек (всего 6 маршрутов) по различным направлениям, в том числе:на Примыкание, Пугачевск.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

железная дорога, транспорт, экономика, электрички

COVID возвращается. В Саратовской области за неделю заразилось 884 человека

COVID возвращается. В Саратовской области за неделю заразилось 884 человека

В Энгельсе пенсионерка пострадала при обрушении пола в многоквартирном доме

В Энгельсе пенсионерка пострадала при обрушении пола в многоквартирном доме

В Саратове воссоединение России и Крыма отпраздновали песнями и танцами

В Саратове воссоединение России и Крыма отпраздновали песнями и танцами

Популярное
наверх