16 апреля 14:00 в Саратове +16°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Пассажирские перевозки повышенного риска

Если за нарушителей возьмутся во всем регионе, то, глядишь, и доходная часть казны вырастет, и сфера пассажирских автобусных перевозок перестанет быть «зоной повышенного риска»

13:15, 22 декабря 2016

Пассажирские автобусные перевозки в России стали зоной повышенного риска и особого внимания. Последний ужасающий пример этого - массовое ДТП под Ханты-Мансийском с участием автобуса, перевозившего детскую спортивную команду по акробатике. Федеральная программа «Человек и закон», взяв за основу эту трагедию, проанализировала рынок заказных пассажирских перевозок и пришла к выводу, что необходимо срочно наводить порядок. А что же в Саратовской области, как здесь контролируют заказников?

Водитель автобуса, который ночью 4 декабря попал в ДТП на трассе Ханты-Мансийск – Тюмень, в результате чего погибло 12 человек, как вы уже догадались, был заказным перевозчиком. Его сын рассказал в интервью передаче «Человек и закон», что тот сам где-то находил запчасти для своего «железного коня», у него не было слесарей, бокса для обслуживания – ничего. Ему и не нужно все это, поскольку лицензирование заказных перевозок отменили еще в 2009 году, значит, контроль над этой сферой минимальный. В итоге непонятному водителю с непонятным транспортным средством была доверена жизнь детей, и он не оправдал доверия. В нашем регионе каких-то кричащих проблем с безопасностью заказных перевозок не наблюдается, в серьезные ДТП заказники давно не попадали.

Андрей Дробязко, владелец ООО «ТК Властелин» и ООО «ВПЛ Поволжье» - одной из крупнейших фирм на рынке заказных перевозок, провел для корреспондента «Четвертой Власти» небольшую экскурсию по своей ремонтной базе на окраине Саратова: показал боксы, где ремонтируется подвижной состав, мини-гостиницу для водителей.

«У нас рабочий процесс не останавливается никогда, – рассказал бизнесмен. – В день выходит 8 слесарей, плюс мастер-приемщик – это те, кто всегда на месте, ну и 15-20 человек водительского состава, которые приехали из рейса».

Кроме того, по его словам, к работе привлекаются медики для предрейсовых осмотров. Отметим, что все это относится к собственным автобусам, курсирующим между Саратовом и Москвой, но не к частникам, работающим по договору с «ВПЛ Поволжье» внутри области. Корреспондент поинтересовался, как обстоит дело с последними, но Андрей Дробязко заверил корреспондента 4В, что они тщательно следят и за этим транспортом. 

«Наша основная компания «ТК Властелин» имеет собственный, зарегистрированный товарный знак «Властелин». Как владелец любой франшизы, мы естественно контролируем ее использование на всех транспортных средствах. У нас за машинами предпринимателей, заключившими договор с «ВПЛ Поволжье» и получившими право на использование товарного знака «Властелин» абсолютно тот же самый контроль, что и за своими машинами, - пояснил он. – Есть 3 человека в штате – контрольно-ревизионная служба, они занимаются исключительно контролем за так называемыми частниками».

В штате «ВПЛ Поволжье» есть специальный сотрудник, продолжил свой рассказ бизнесмен, который проверяет частников. Согласно разработанному плану в течение месяца он должен проверить состояние всех машин и документацию.

«Мы-то в принципе не обязаны их контролировать – у нас есть государственные службы, которые должны это делать: транспортная инспекция, ГИБДД, - рассказал Андрей Дробязко. – Но мы дополнительно за свой счет все это осуществляем. Более того, один раз в месяц по договору весь парк автобусов должен приехать на наш сервис, там осуществляется технический осмотр, чтобы не получилось так, что по нашему заказу, под нашим брендом частник повез людей, а у него проблемы с рулевым управлением, или резина лысая. Если все соответствует, ставится штамп, машина получает право брать от людей заказы».

Получается, что для пассажиров отдельные заказники могут быть безопасными. Но могут и не быть, все зависит от конкретных руководителей и их желания. Участники рынка пассажирских перевозок уверены, что даже если заказные перевозки безопасны для пассажиров, безопасными для отрасли в текущем виде их назвать нельзя.

«Убийцы регулярных перевозок»

Именно заказные перевозки, а по факту постоянные перевозки под видом заказных, многие считают «убийцами» официальных транспортных компаний, работающих на регулярной основе, то есть, по контрактам с министерством транспорта и дорожного хозяйства.

Руководитель ООО «Межгородтранс» Михаил Любарский рассказал, как в начале 2000-х отрасль пострадала от «хаоса пиратов». В регионе стали появляться частники, ездящие на «ГАЗелях» между городами и отнимающие пассажиров у официальных перевозчиков, которые в то время работали на больших «Икарусах» и «Фордах».

«И начали люди под видом ИП-шников бомбить – просто подъезжают к вокзалам и забирают людей. Все эти пираты в то время скапливались на Привокзальной площади, находили там места и вставали. Они по районам, по селу давали объявления: «Я буду каждый день ездить в 7 утра, приходите туда-то – я отвезу подешевле» или «Заберу по домам». Тогда все и началось, - рассказал он. – Потом это пиратство просто переформатировалось, спряталось под «шапку» заказных перевозок. Нашлись ушлые люди, которые быстро поняли, что на этом хаосе можно зарабатывать деньги. Они сказали пиратам: «Ребята, а чего вы там стоите, занимаетесь ерундой? Давайте я здесь в Саратове дам вам рекламу, поставлю кассу, вы будете приезжать, а вам уже продажа идет».

Именно деятельность «пиратов», уверен Любарский, привела к тому, что «Икарусы» и «Форды» регулярных перевозчиков перестали наполняться пассажирами и «ушли» в убыток. Госпредприятия, которые к тому же «тянули» на себе пригородные «социальные» маршруты, не выдержали конкуренции и «сдулись».

«Пираты выбили и угробили регулярные перевозки, благодаря им они попали в сложное финансовое положение», - подтвердил Михаил Любарский.

Сегодня ситуация на транспортном рынке выправляется, однако регулярные перевозчики продолжают проигрывать в борьбе с «заказниками». Глава «Межгородтранса» признался, что практически все маршруты «задублированы» частниками, многие междугородние маршруты имеют рентабельность ниже городских.

«Что такое здоровая конкуренция? Это когда у вас равные права и условия - и у меня равные права и условия. Мне для того, чтобы получить доступ к перевозке, необходимо: лицензию, выиграть конкурс, утвержденное с главами администраций расписание, паспорт маршрута и многое другое. А осуществляя фактически такую же услугу в рамках заказной перевозки, этого ничего можно не делать. Какие же у нас равные условия?» - возмутился глава «Межгородтранса».

Заказники стоят, где им выгодно, сажают и высаживают пассажиров, не согласовывая места. В этом тоже раскрывается хаотичность, неурегулированность рынка.

Привокзальная площадь раздора

Еще одно «яблоко раздора» перевозчиков – это стоянки на Привокзальной площади и стадионе «Локомотив» заказных автобусов, регулярно курсирующих между городами, и их нежелание переходить на Саратовский автовокзал.

Регулярные перевозчики, может быть, тоже хотели приспособить кольцо вокруг вокзала под свои нужды, но законных оснований для этого у них нет, а если они так поступят, то могут и вовсе лишиться маршрута. У заказных перевозчиков таких проблем не может быть в принципе.

В беседе с корреспондентом «Четвертой Власти» владелец транспортных компаний пояснил, что не хочет переводить собственный бизнес на территорию автовокзала, чтобы не впасть в зависимость от «чужого дяди», который станет диктовать ему свои условия, и может вообще в любой момент выгнать его. По его словам, ООО «ТК Властелин» - регулярный перевозчик, работающий через автовокзал, якобы с подобной ситуацией сталкивался.

«Мы всегда предлагали взаимодействие и компромисс, но нас не хотят видеть на рынке как самостоятельное юрлицо. Нам предлагали покупать выигранные другими транспортниками маршруты, отдавать свою технику в аренду другим, и пусть они их эксплуатируют. Как это вообще возможно, чтобы я свои автобусы и свой бизнес кому-то передал?! – сказал Дробязко.

Заместитель гендиректора по перевозкам ОАО «СарАвтовоказал» Матвей Вальков в беседе с корреспондентом 4В назвал объяснения «заказников» лукавством. «Руководитель «Властелина» всегда отличался тем, что неплохо разбирался в законе, и он прекрасно знает, что новый 220-й федеральный закон (ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров», - ред.) автовокзал загоняет в жесткие рамки. Если перевозчик оформляет регулярные перевозки, получает документы, в которых отправной точкой стоит «автовокзал», то автовокзал не имеет права с ним расторгнуть договор, пока действует разрешение на маршруты, если, конечно, не будет вопиющих нарушений. Он лукавит тем, что автовокзал может в любой момент его выгнать и диктовать ему условия. И условия в законодательстве прописаны – они одинаковые для всех перевозчиков», - пояснил он. – А вот «Властелин» сегодня – король перевозок и может выставлять любые условия, что он и делает».

Вальков предположил, что «заказники» не хотят идти на автовокзал, потому что им придется становиться регулярными и выполнять все требования закона, например, сажать и высаживать людей строго в отведенных для этого местах. А к этому не готовы даже те «заказники», кто  имеет часть регулярных маршрутов и уезжает, как положено, с автовокзала. Метаморфозы происходят уже после того, как автобусы отправляются в рейс. Например, в районе Кумысной поляны автобус, ушедший с автовокзала может остановиться, и в него пересядут из другого автобуса пассажиры, которые предпочитают отправляться в путь с Привокзальной площади.

Политическая воля или нападки ГИБДД?

Так кто же должен наводить порядок в сфере пассажирских перевозок на местах? Как уже писала 4В, эта сфера ответственности местных властей и контролирующих органов. Областной минтранс вроде бы выступает на стороне регулярных перевозчиков, для ведомства только они – «легальные», но в то же время бессилен против «заказников». Контролем таких фирм, как «ТК Властелин» и «Ной 64», крупнейших игроков заказных перевозок, по закону должно заниматься Управление государственного автодорожного надзора по Саратовской области (УГАДН). Это ведомство следит за соблюдением российского законодательства в сфере автотранспортных услуг, в том числе при перевозке пассажиров и грузов. Также ведомство лицензирует деятельность по перевозкам транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. ИГ «Четвертая Власть» поинтересовалась у руководителя этого ведомства Азамата Сиюхова, как ведомство контролирует работу заказных перевозчиков, особенно тех, кто ставит свои автобусы на Привокзальной площади. В ответ ведомство сообщило, что за 10 месяцев этого года проведено 1082 проверки, выявлено 3889 нарушений, выдано 722 предписания, составлено 1240 протоколов на общую сумму 7 млн 270 тыс. рублей. УГАДН подробно остановилось на нарушениях регулярных перевозок: в этом году составлено 122 протокола, в том числе 20 протоколов за посадку или высадку пассажиров в неустановленных местах, 37 – за стоянку автобусов в ночное время в неустановленных местах, 65 – использование регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута. Заметьте, про число оштрафованных «заказников» в ответе почему-то ничего не говорится, хотя «Четвертая Власть» спрашивала конкретно про автобусы на площади у саратовского ж/д вокзала. Разве посадка и высадка пассажиров там не является нарушением? Есть же мартовское постановление главы администрации Саратова о запрете стоянки там междугородних автобусов, а можно поинтересоваться, согласовано ли с минтрансом место посадки-высадки пассажиров? УГАДН за 10 месяцев составило 20 протоколов на регулярных перевозчиков за высадку-посадку в неустановленных местах. На Привокзальной площади за день можно в два раза больше аналогичных нарушений зафиксировать у заказников, было бы желание.

Также ведомство сообщило, что органы региональной и муниципальной власти часто заключают договоры на перевозки с фирмами, которые не владеют автобусами. Не спорим, что это безобразие, и надо тщательнее проверять компании, которые участвуют в конкурсах, это тоже элемент наведения порядка на рынке пассажирских перевозок, но опять нет ни слова о «заказниках». Очень уж какое-то однобокое освещение проблемы.

И вот самая поразительная цитата из письма УГАДН:

«Необходимо отметить, что решение указанной проблемы, как показал опыт работы других регионов России, невозможно без тесного взаимодействия исполнительной власти региона и контролирующих органов. Одними штрафами со стороны контролирующих органов эту проблему не решить. Необходима «политическая» воля при распределении маршрутов между перевозчиками, необходимо создавать равные условия. В противном случае по регулярным маршрутам (под видом заказных) будут ходить комфортабельные, современные автобусы, а по официальным регулярным – автобусы, на которых пассажиры просто не хотят ездить».

Последний тезис про хорошие автобусы «заказников» и «плохие» регулярных перевозчиков слово в слово  аргумент, который как мантру повторяют заказники. Не знаю, о каком комфорте идет речь, у каждого представления о нем индивидуальные. Те, например, кто ездил с заказниками в неотапливаемых микроавтобусах из Базарного-Карабулака, вряд ли согласились бы с выводами УГАДН. В настоящее время у официальных транспортных компаний нет каких-то особых проблем с подвижным составом – чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на саратовский автовокзал.

Позиция же надзорного ведомства заставляет обратить внимание на слухи о том, что руководство УГАДН по Саратовской области с симпатией относится к «заказникам», может закрыть глаза на их грешки и, наоборот, жестко прессует регулярных перевозчиков. Что это, особый взгляд Азамата Сиюхова и его подчиненных на пути развития пассажирских перевозок, или кроются иные мотивы?

Кстати, проявления политической воли все-таки дождались. Глава региона Валерий Радаев, отдадим ему должное, еще 14 ноября на заседании правительства попросил нового прокурора области Сергея Филипенко навести порядок на Привокзальной площади.

После этого, как по волшебству, начались проверки и штрафы, внезапно оказалось, что с нарушениями «заказников» есть кому бороться и довольно успешно. Лучшее доказательство результативности мер – это появление в ряде СМИ публикаций о том, что правоохранители начали «кошмарить» несчастных частных перевозчиков. В своих письмах «заказники» жалуются, что «нас вынудили уйти с Привокзальной площади на улицу Большая Казачья, однако недавно там повесили знак. Теперь, если наши автобусы останавливаются даже меньше чем на минуту, что позволено регламентом, тут же подходит наряд и штрафует водителя. Выписывали 25-30 протоколов в день в течение месяца. Рядом с местом остановки каждый день стоит одна и та же машина ГИБДД».

За «нападками», а по факту - исполнением закона, некоторые журналисты усмотрели бизнес-интересы саратовских депутатов и правоохранителей. Но давайте внимательнее посмотрим на претензии частников. Пишут, что их «вынудили уйти» с Привокзальной площади – но, во-первых, автобусы «Властелина» и «Ной 64» можно увидеть там и сейчас, а во-вторых, площадь вообще-то им не принадлежит, это не место для стоянки чьего-то коммерческого транспорта, а территория общего пользования, и раз перевозчиков убирают оттуда распоряжением главы Саратова, на это есть веские причины. Также они пишут, что их «вынудили уйти» на Большую Казачью – на самом деле они там и раньше находились. Администрация повесила в том районе знак «Остановка запрещена» (кроме легковых автомобилей — прим. авт.) не для того, чтобы разорить «заказников», а чтобы дать возможность саратовцам останавливать свои авто в окрестностях вокзала, где катастрофически не хватает мест для личного автотранспорта. А на каком основании там вообще заказными автобусами ведется высадка-посадка пассажиров? Последнее замечание по поводу того, что регламент позволяет автобусам останавливаться «на минуту», а злые ГАИшники все равно штрафуют - непонятно по сути. Мы не нашли в ПДД нормы о том, что под знаком «Остановка запрещена» можно стоять минуту.

Получается какой-то абсурд - СМИ критикуют правоохранителей за то, что те выполняют свою работу, то есть, штрафуют водителей-нарушителей. Странно, что не догадались обвинять автоинспекцию в том, что она «кошмарит» простой народ, отнимая права у пьяных автолюбителей. Вообще своеобразное понимание законности со стороны заказников не находит понимания не только у ГИБДД, но и у других ведомств. Например, интересными конкурсами по аренде касс стадиона «Локомотив» всерьез заинтересовалось УФАС. Путем подозрительной последовательности событий помещения обошлись  нынешнему арендатору «Ной 64» чуть ли не в 2 раза дешевле, чем сумма, оглашенная победителем торгов.

Кстати, если опираться на число штрафов, названных перевозчиками, получается, что, благодаря работе ГИБДД на Привокзальной площади, бюджет Саратовской области только за месяц пополнился на 600 тыс. рублей. Это же просто замечательно, если за нарушителей так возьмутся во всем регионе, то, глядишь, и доходная часть казны вырастет, и сфера пассажирских автобусных перевозок перестанет быть «зоной повышенного риска», как точно подметили в программе «Человек и закон».

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

властелин, заказные перевозки, ной 64, пассажирскиеперевозки

В Саратове пьяная дочь пациентки напала на фельдшера

В Саратове пьяная дочь пациентки напала на фельдшера

На Московской обрушился жилой памятник архитектуры

На Московской обрушился жилой памятник архитектуры

В Саратове противотуберкулезный диспансер сдадут до 1 июля

В Саратове противотуберкулезный диспансер сдадут до 1 июля

Популярное
наверх