Саратовская «Кобра», охотница за бандитами
09:00, 13 февраля 2026
Осенью 2025 года исполнилось 30 лет межведомственной следственно-оперативной группе «Кобра». Агрессивное, но точное имя придумали этой правоохранительной структуре. Она навевала ужас на бандитов, орудовавших в Саратове. За короткое время «Кобра» сумела сломать хребет бандитизму в Саратове, добилась того, чего не могли достигнуть целые правоохранительные органы. Этот материал, публикуемый в день памяти одного из ее основателей Евгения Григорьева, посвящен этому легендарному подразделению.
Часть I
В середине лихих девяностых в Саратове, впрочем, как и по всей стране, бандитизм гулял на широкую ногу. Было обилие преступных группировок, которые обложили данью средний и мелкий бизнес. Рэкет процветал. Вымогательства денег переносились на Кумысную поляну, где непокорных бизнесменов бросали в ямы. Для некоторых они становились могилами. Бандиты не жалели своих одновидовых конкурентов и уничтожали друг друга. Самая громкая бойня произошла в фирме «Гроза» в ноябре 1995 г., когда 11 членов ОПГ Чикуна, включая самого главаря, были убиты, двое других тяжело ранены. Безнаказанность бандитов привела к тому, что они не боялись ликвидировать высокопоставленных лиц. Так, их жертвой стал начальник ПвЖД Юрий Циттель, убитый в 1994 году, предположительно, по заказу лидеров ОПГ Парковские за то, что не пожелал предоставлять вагоны и перевозить товары их теневого бизнеса.
При этом работал РУБОП, СОБР. Но бандиты не боялись никого, у них все было схвачено. В качестве кровавого развлечения они устраивали в закоулках города так называемые гладиаторские бои. А милиция там была обслуживающей охраной. Худшего унижения, казалось бы, и придумать сложно.
Тогда руководители правоохранительных органов области решили положить бандитскому беспределу конец. Но инициаторами были не они. Саратовскими Мининым и Пожарским – спасителями области от оргпреступности – стали зампрокурора Саратова Евгений Григорьев и начальник СОБРа, доцент школы МВД Владимир Колдин, который получил оперативно-следственный опыт в экстренных условиях, будучи в командировке в Нагорном Карабахе, и был первым в России создателем подразделения быстрого реагирования. Они предложили создать межведомственное подразделение по борьбе с бандитизмом, параллельное РУБОПу.
Владимир Колдин рассказал авторам статьи, что первая идея пришла Григорьеву. У него был дар: смекалка и интуиция, он мог просчитать, куда вести следствие, кого и где искать. А оперативников не хватало. Тогда он предложил объединить усилия бойцов СОБРа, оперативников и следователей. Его поддержали.
Отряд действовал неформально около года. Он начался при СОБРе на базе РУБОПа. Эксперимент посчитали удавшимся, и в октябре 1995 года вышел совместный приказ прокурора Саратовской области Николая Макарова, начальника ГУВД по Саратовской области Владимира Булгакова и начальника Саратовской высшей школы МВД Федора Григорьева (отца Евгения Федоровича) о создании межрайонного отдела по раскрытию тяжких преступлений, совершенных организованными группами. Он получил неофициальное название «Кобра». Она должна была стать мобильной и компактной группой высококлассных специалистов из смежных ведомств, которая бы раскрывала самые сложные и тяжелые преступления.
Новый правоохранительный орган разместили на первом этаже жилого здания на Университетской на углу с Зарубина. Это была цитадель борьбы с бандитами.
Возглавил «Кобру» Владимир Колдин. В студенческие годы он познакомился с Евгением Григорьевым. Завязанные в юности отношения стали доверительными, что позволило тандему Колдин-Григорьев работать слаженно. В «Кобре» был замкнутый цикл: оперативная работа – следствие – захват преступников (СОБР) - ИВС. Это позволило бороться с бандитизмом не только методом разработки и захвата, но и дальнейшим возбуждением и доведением уголовных дел до суда.
«Кобра» состояла из 60 человек: 12 следователей прокуратуры и милиции, 2 делопроизводителя, 16 оперативников и 30 силовиков-милиционеров. Но они сумели сделать столько, что не сделает даже милицейский главк.
Среди них многие позже достигли высоких чинов. Один из них, первозванный молодой следователь Андрей Корноваров, дослужился до заместителя прокурора области, не так давно ушел в отставку на пенсию. Эдуард Аблязов, который начинал в «Кобре» как делопроизводитель и проявил себя как оперативник, дослужился до милицейского генерала и ныне начальник управления Судебного департамента в Брянской области. Оперативник Дмитрий Зотиков ныне замначальника управления Росгвардии по Саратовской области. Несмотря на то, что эти сотрудники формально числились в разных ведомствах, это была сплоченная команда. Слива из нее не допускалось.
Владимир Колдин признавался авторам, что отовсюду в правоохранительных органах были утечки, информацию сливали преступникам. Даже гроза бандитов РУБОП в этом не был молчаливой крепостью.
Подозрение о связях руководства регионального управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) с бандитами стало одной из причин создания «Кобры». Она же начала оперативно-следственные действия в отношении руководства РУБОПа. Это стало одной из причин самоубийства начальника Поволжского РУБОПа Владимира Еремкина, он застрелился в своем кабинете.
Если у Григорьева был талант следователя, то у Колдина - талант оперативника. Владимир Александрович говорил нам, что «подопечные» его обвиняли в использовании гипноза, так как он умел быстро раскалывать даже самых упертых и матерых бандюганов. Бывало, что подозреваемые рассказывали то, на что у следователей не было улик или даже они об этом не знали. Порой, признается Колдин, приглашали специалиста из соседней области, который мог считывать мысли как живой детектор лжи.
«Во время допроса он сидел в сторонке и наблюдал за допрашиваемым, - рассказывает начальник «Кобры». - После наедине этот специалист говорил мне, где подозреваемый говорит правду, а где врет, и даже факты и эпизоды, которые скрывает. Я возвращался к допрашиваемому и в лоб говорил ему: «Ты сокрыл то-то». Тот оказывался пораженным: «Мы об этом даже не заикались, не говорили. Откуда вы узнали?»
Так «Кобра» начала активную борьбу с бандитизмом, работая эффективнее РУБОПа. Небольшой отряд взвалил на себя большой объем работы.
«Когда не хватало рук по задержанию, обращались к нашим соседям из конвоя, - рассказывает Колдин. - Ребята с удовольствием принимали участие в наших операциях. Их задача была оцепить сектор. Собровцы производили захват».
От СОБРа к ним даже приписали БТР, что говорит о масштабах борьбы «Кобры» с бандитизмом. При этом, парадоксально, стрелкового оружия не хватало, даже у Колдина до нападения на «Кобру» не было пистолета.
«Помню, сижу в засаде с товарищами, один из бойцов подходит ко мне: «Командир, возьмите мой пистолет». А я ему: «Ничего, ботинком отобьюсь».
«Кобра» занималась разработкой членов крупнейших, самых отъявленных группировок Якоря, Чикуна, Гвоздя, Силина. Была ликвидирована группировка Виктора Синаюка, его кличка «Урод» говорит сама за себя – один из самых отмороженных бандитов-беспредельщиков. «По каждому делу собирали по 25-30 томов. Одно обвинительное заключение могло достигать 2-3 тома», - рассказывает Колдин.
***
Первым крупным делом «Кобры» стал «висяк» с исчезновением члена ОПГ Факира Гаврилова. Дом Гаврилова был сожжен, а сам он без вести пропал. И его не могли найти. Это дело законсервировали в милиции Ленинского района, где Колдин 8 лет работал оперативником.
Когда создал «Кобру», имея полноту полномочий, взялся за расследование этого «глухаря». Была версия, что Гаврилова убили и подхоронили в чужую могилу на городском кладбище. Было задержано несколько членов ОПГ Факира. Уже к вечеру они подтвердили, что убили Гаврилова и закопали его на кладбище. Туда оперативная группа и прокурор Ленинского района приехали ближе к ночи и начали рыть могилу недавно усопшей старушки. Тело Гаврилова было закопано на 2 штыка ниже, чем располагался гроб. Гаврилова убили свои же из-за того, что он присвоил часть награбленного себе. Дом поджигал Гордеев, задержание которого могло стоить жизни некоторым членам «Кобры». Сначала Гордеев кинул под ноги оперативникам «лимонку», но та чудом не взорвалась – когда преступник выдернул чеку, усики не выскочили из взрывателя. После чего он достал пистолет, но магазин заклинило, и Гордеев не смог сделать ни одного выстрела.
Задержав Гордеева, тут же на месте ему создали такую стрессовую ситуацию, что из него посыпалось, как из ведра, – он всех сдал из ОПГ Факира.
В этой операции принимал участие молодой Аблязов. Когда стал большим начальником, признавался, что в «Кобре» он получил уникальный опыт, когда обретал навыки не только оперативника, но и следователя и прошел боевую подготовку во время огневых операций.
Еще одной знаковой операцией стало задержание группировки Карманова. «Четвертая Власть» о ней рассказывает в интернете впервые, публикаций в сети мы не обнаружили. В «Кобру» от капитана прогулочного теплоходика поступила информация, что группа людей захватила судно и требует вести его на Каспий. Что это была за глупая причуда бандитов, в какую страну они хотели уплыть, никто уже не помнит. Но «кобровцы» нагрянули внезапно, когда захватчики вели переговоры с командой. Бандитов схватили и распластали на асфальте у Речного вокзала. Эта операция тогда наделала в преступном мире Саратова большой переполох. Никто еще с бандитами так не поступал.
«Кобровцы» и после не церемонились с задержанными братками. Как они потом жаловались в прессе, в штаб-квартире «Кобры» их ставили на растяжку и так держали по несколько часов. Хотя жесткое обращение с задержанными официально не подтвердилось, иначе с обморозками поступать было нельзя. Только такой язык силы они понимали. Здесь нужно принимать в расчет, какими зверствами и беспределом занимались бандиты, какие изощренные убийства совершали.
***
Такие «борзые» удары «Кобры» бандитам не нравились. Они решили контратаковать столь же дерзко. Летом 1996 года в штаб-квартиру «Кобры» на Университетской нагрянул Дмитрий Кутний, член банды Селиванова, с двумя автоматами Калашникова. Находясь в состоянии наркотического опьянения, бандит ворвался в холл и открыл первым автоматом беспорядочную стрельбу. Там находилось два человека, но нападавший ранил только сержанта милиции Губера, который занес документы. Рядом находился кабинет Колдина. Безоружный начальник выглянул и, мгновенно оценив ситуацию, когда преступник хотел заменить автомат, молниеносно сбил Кутнего с ног и зажал на полу.
«До этого нападения у меня было чувство тревоги. Когда я увидел происходившее в холле, даже удивился, что на «Кобру» кто-то напал, - вспоминает Владимир Александрович. – Думать было некогда, и я голыми руками свалил вооруженного преступника. Если бы этого не произошло, скольких наших бойцов он смог бы положить».
В этот день до нападения Кутний пришел к дому обидчика своей жены и, выманив его, расстрелял вместе с оказавшимся рядом свидетелем. Также рикошетом была ранена проходившая женщина. Вот с такими отморозками приходилось иметь дело.
29 января 1997 года Указом президента России № 62 полковник милиции Колдин «за образцовое выполнение служебного долга» был награжден орденом Мужества.
***
Нападение Кутнего еще раз обнажило непригодность помещения в жилом здании для «Кобры». Хотя стесненность, может быть, шла на пользу. Люди не сидели по своим кабинетам, а варились в одном котле, работали одним роем. Тем не менее, Колдин не раз ставил вопрос о необходимости перевода в другое помещение. Однажды он пришел с этой просьбой к губернатору Дмитрию Аяцкову. Тот выслушал и обещал помочь. Но за это поставил условие, что введет в «Кобру» своего человека, который был бы его ушами и глазами. Зная связи ДФ с преступным миром, Колдин отказался. После этого правительством области была сделана имитация поиска помещения, но его так и не предоставили. (Конец I части)
Часть II читайте здесь
- 1 На Танкистов застрелили мужчину. Подозреваемого поймали у границы РФ
- 2 Момент стрельбы в мужчину возле кафе на Танкистов попал на видеокамеру
- 3 Депутат облдумы: Жители формируют новую народную программу «Единой России»
- 4 В Балакове простятся с умершим в больнице бойцом спецоперации
- 5 «Воды почти по капот». Авария на Дегтярной привела к потопу и пробкам







