28 марта 12:31 в Саратове +5°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Академия бесправия, или Сурововское правосудие

Саратовская академия права – странный вуз. Готовят там, вроде бы, юристов, т.е. людей, призванных защищать закон, а выходят оттуда часто уголовники. Читатель, конечно, может возразить, что студенты-преступники есть в других высших учебных заведениях города

13:20, 18 мая 2010 Автор: Дмитрий АНТИПИН

Кого готовит СГАП: законников или преступников?

Саратовская академия права – странный вуз. Готовят там, вроде бы, юристов, т.е. людей, призванных защищать закон, а выходят оттуда часто уголовники. Читатель, конечно, может возразить, что студенты-преступники есть в других высших учебных заведениях города, от этого никто не застрахован. Однако эти другие не имеют юридического профиля, за исключением СЮИ МВД. По сути, в вопросах законности остальным вузам на СГАП стоило бы равняться, но надо ли им это делать?

Статистики, сколько совершено «сгаповцами» правонарушений и преступлений, в милиции нет – не ведут. Однако в эпоху высоких технологий на помощь приходит интернет. Например, за год студенты академии права фигурировали аж в четырех резонансных делах, просочившихся в СМИ. Последнее самое громкое.

Только факты

Так, Беслан Мудаев – первокурсник СГАП, вместе со своим другом-кавказцем в ночь на 2 мая устроил в пугачевском кафе «Золотая Бочка» поножовщину с братьями-близнецами, в результате чего один из них - Николай Вишняков - погиб. Подозреваемый в убийстве скрылся с места преступления, для его розыска в город стянули балаковский ОМОН. Мудаев не был зарегистрирован в нашем регионе, в академии права учился на заочном отделении, при себе имел удостоверение сотрудника органов внутренних дел Чеченской Республики. Сейчас ведется следствие.

Ранее, в минувшем феврале, еще один «сгаповец» был осужден за причинение легко вреда здоровью (ч.1 ст.115 УК РФ). Следствие установило, что в декабре 2008 года после вечеринки между преступником и его бывшей подругой произошла ссора. Потерпевшая вызвала такси, чтобы уехать домой. Однако молодой человек сел в тот же автомобиль и по пути при свидетелях ударил девушку по лицу, да так, что у нее оказался сломанным нос и случилось сотрясение мозга. На суде студент признал вину, объяснив свой поступок ревностью.

В прошлом октябре сотрудники уголовного розыска совместно с оперативниками областного УФСБ задержали в селе Теликовка Духовницкого района межэтническую банду вымогателей. Они требовали от местного фермера семена подсолнечника на 1 млн рублей. В состав группы из трех человек входили двое чеченцев, один из которых является студентом 6-го курса заочного отделения СГАП. Кстати, у него изъяли 7,5 граммов героина и самодельный револьвер с 6 патронами, а у другого вымогателя – гранату.

В том же месяце еще один «сгаповец» попался на взятке инспекторам ДПС. Они остановили 21-летнего жителя Маркса на улице Астраханской в Саратове за то, что тот выехал на полосу встречного движения. Чтобы избежать наказания, молодой человек отдал гаишникам 1 тыс. рублей, но милиционеры от нее отказались, а в отношении студента возбудили уголовное дело по статье «Дача взятки» (ст.291 УК РФ). Кстати, он не зря учился в академии: как отмечали правоохранители, «при производстве первоначальных следственных действий подозреваемый продемонстрировал свои познания в юридических вопросах и воспользовался правом, предусмотренным 51-й статьей Конституции, отказавшись от дачи каких-либо объяснений».

Пример для уголовного подражания

Почему студенты академии охотно идут на нарушение закона? Может быть, потому что у них перед глазами есть пример для «подражания». Молодые люди, с несформировавшимся мировоззрением видят, как безнаказанно делают это преподаватели? Чтобы не быть голословным, приведу пример. Прошлым летом Октябрьский районный суд Саратова признал бывшего первого проректора СГАП Бориса Деготя виновным в получении взятки. По версии следствия, за 30 тысяч рублей он должен был восстановить на вечернее отделение ранее отчисленного за неуспеваемость студента.

И это только то, что на поверхности. Об остальном остается лишь догадываться или верить рассказам самих студентов. О несоблюдении закона в академии права (вот такой жизненный каламбур) последние складывают легенды, заставляющие считать СГАП самым коррумпированным вузом города.

Больше этого студентов-правоведов беспокоит засилье в их среде кавказцев. По наблюдениям почетного президента академии Федора Григорьева, они составляют сегодня до 15% от обучающихся в вузе. Это больше, чем когда ректором СГАП был сам Григорьев. Хотя на самом деле, если подойти к корпусам академии и визуально посмотреть на снующих студентов, даже невооруженным глазом видно, что лиц неславянских национальностей не менее трети от потока. К чему приводит такой дисбаланс можно было убедиться выше: в двух из четырех резонансных делах фигурируют уроженцы южных республик.

Скрытая опасность

Немного отойдя от темы, замечу: получается ситуация, когда студенты-кавказцы, отучившись в академии права и открыв тем самым двери в правоохранительные органы региона (где также наблюдается непропорциональный к коренной национальности рост их числа) расследуют уголовные дела в милиции, надзирают при этом за соблюдением законности в прокуратуре, судят, охраняют в тюрьмах. Т.е. в их руках фактически сосредотачиваются почти все силовые функции. Проблема даже не столько в том, что происходит диспропорция национальностей в правоохранительных органах, а в том, что, как известно, люди гор несут в Россию свои традиции и порядки. Например, клановость и землячество. То есть один хорошо пристроившийся родственник тащит за собой родню и односельчан. Не секрет, что выходцы из южных республик более активны и щедры в коррупционных связях, что позволят им быстро покупать влиятельные места и налаживать коммерческий бизнес, причем используя бюджетные схемы. Одни заколачивают деньги, другие в правоохранительной системе их «крышуют». Отсюда появляется чувство вседозволенности, которое часто прорывается в кровавые преступления.

Тут уместно вспомнить апрельскую историю с имитацией суицида в 13-й колонии, которую, по одной из версий, считают спланированной провокацией сотрудников зоны против нового начальника областного УФСИН Александра Гнездилова. Он был назначен на эту должность президентом 19 февраля 2010 года. Но, видно, сразу же не приглянулся определенной группировке тюремщиков, которые привыкли жить по своим порядкам. Среди надзирателей значительную долю составляют лица кавказской национальности, которые активно участвовали в хозяйственной жизни колонии, контролировали потоки между зоной и волей, влияли на сбыт производимых там товаров. Гнездилов, говорят, стал наводить порядок в этой зоне и разрушать установившиеся схемы теневого бизнеса. Это-то и взбесило некоторых местных служителей. По имеющейся версии, которая распространяется на уровне речевой информации от мундира к мундиру, недовольные тюремщики организовали провокацию. Они подбили заключенных, содержащихся в штрафном изоляторе, тоже, кстати, как говорят, кавказцев, сымитировать акт суицида как протест против тюремного начальства. Имитация прошла в чистом виде: «бунтари» сделали незначительные порезы на руках, не представляющие опасности для жизни. Зато резонанс произошел колоссальный.

Или другая громкая история, нашедшая отражение в прессе – избиение сотрудниками саратовского наркоконтроля своего балаковского коллеги и его родного брата. В ужасных пытках, по словам потерпевших, принимали участие в том числе кавказцы, причем отличались от своих славянских сослуживцев особой жестокостью.

Обида Мальцева

Скрытую угрозу засилья уроженцев южных республик в академии права и в силовом блоке, например, видит лидер движения «Народный фронт Саратовской области» Вячеслав Мальцев. Кстати, политик, когда он еще был депутатом регионального парламента, сам пострадал от «сгаповцев»-кавказцев: «Они в 2006 году напали на меня с бейсбольными битами на проспекте Кирова, потому что я не пропустил их автомобиль, проходя по пешеходному переходу у консерватории. Сломали мне локоть, но я тоже в долгу не остался. Эти «храбрые» джигиты убежали, очень сильно испугавшись. Я был в ярости и выбил стекла у их машины, оставшейся на месте. Что с ними за это случилось? Ничего. Они избежали уголовной ответственности в тот раз, но потом их все-таки посадили за ограбление сетевого супермаркета».

«Львиную долю насильственных преступлений в стране, по некоторым данным до 90%, совершают лица нерусской национальности. Парадокс в том, что русских в нашем государстве 90%. У нас самое большое количество убийств в мире. На душу населения больше только в ЮАР, а в абсолютных цифрах Россия - лидер. Нас в свое время пугали Нью-Йорком, что там страшная преступность. В Москве сейчас она выше, чем в Нью-Йорке. По некоторым данным, в десяток раз. В основном за счет приезжих, нерусских», - говорит Мальцев.

Бытовое поведение кавказцев в Саратове политик считает, «возмутительным» и вспоминает, как «был вынужден звонить во все инстанции, когда несколько раз прогуливаясь по проспекту Кирова, налетал на толпу пляшущих лезгинку кавказцев». «Если я попробую собрать какой-то небольшой митинг, прибегут милиционеры, наденут на нас кандалы и утащат. Причем мы не будем плясать, нарушать права граждан. Просто соберемся на митинг по какому-то поводу. Власти это сразу назовут несанкционированным действием и в милиции нас обязательно примут. А их не трогают почему-то», - недоумевает политический деятель.

Кстати, именно из-за засилья лиц кавказкой национальности в академии права сын Мальцева, по его признанию, там не учится. Лидеру «Народного фронта» теперь обидно: все предки, включая и его самого, закончили СГАП, тогда еще называвшийся Саратовским юридическим институтом.

Рынок «СГАП»?

А вот руководство академии права ничего плохого в студентах, прибывших к ним с юга, не видит. На этот счет у нас даже случился интересный разговор с едрожуром Еленой Столяровой, негласным пресс-секретарем вуза и главредом «Политдозора», который приведу почти без купюр:

- Елена, как у вас в академии стоит национальный вопрос?

- Строго. Вы, наверное, имеете в виду историю с Пугачевым. Не хотелось, чтобы вы повторяли ошибки «Взгляда». Мудаев действительно поступал на первый курс на заочное отделение, но он не посещал обязательные установочные лекции, не ходил сдавать сессию и не оплачивал обучение. Документы сдал, его приняли, договор подписал и все. По итогам зимней сессии Мудаев был отчислен, т.е. не являлся больше студентом СГАП…

Дело в том, что академия права является базовым вузом для подготовки прокурорских кадров. Число регионов, откуда к нам приезжают учиться, постоянно меняется. Сейчас где-то от 45 до 50 регионов страны, в том числе Северного Кавказа.

- По Вашим личным наблюдениям, в СГАП много лиц кавказской национальности?

- Как вы считаете, на Крытом рынке много лиц кавказской национальности? А на Сенном?

- Но СГАП – это не рынок.

- Почему? Это тоже объединение людей. Место, где собирается много людей. У нас не принято в академии судить о студентах по национальности. У нас принято судить о студентах по их успеваемости, участию в общественной жизни института. Представители Северного Кавказа хорошо занимаются, участвуют в научной жизни, «Студенческой весне», очень зажигательно и красиво танцуют лезгинку на ней, чему мы рады. Покупаем для этого национальные костюмы, а они побеждают.

- Будучи жителем Саратова, как оцениваете поведение кавказцев в быту?

- Я не склонна акцентировать внимание на преступлениях, совершенных лицами кавказской национальности, потому что не меньше, а, может быть, и даже больше правонарушений совершается русскими.

- Наверное, потому что русских все-таки больше в стране и Саратовской области?

- Я не могу сказать, что русских больше. Знаете, страшные преступления совершаются русскими парнями и девушками.

- А если брать поведение? Например, национальные танцы на проспекте Кирова. Это вызывающе или нет?

- По-моему, лезгинка - вполне легитимный национальный танец. Если русские не хотят барыню плясать на проспекте, это их дело.

- На проспекте Путина в Грозном? Представляю, какое бы отношение было к ним там.

- Ну не пробовали же… Нельзя совершенно бытовые преступления рассматривать с национальной точки зрения. Когда люди нажрутся до поросячьего визга, им уже пофигу: грузин ты, чеченец или русский. Они нажрались, они пьяные, ничего не соображают и перерезали друг друга (об убийстве в Пугачеве – прим. автора). Кто кого смог. Если б русский зарезал чеченца, не думаю, что пошел разговор о межнациональных отношениях. Это было бы обычное, бытовое преступление.

- Так все же поведение кавказцев вызывающее или нет в Саратове?

- Нет. Я имею богатый опыт общения с представителями чеченской национальности, хочу сказать, что рабочие чеченцы очень культурные, воспитанные, трудолюбивые люди. У меня уже достаточно зрелый возраст. А вот когда была студенткой, мы каждый год ездили в стройотряды. Работала поварихой, метелками были. Так всегда получалось. Так вот работали рядом с чеченской бригадой. Я всегда мальчишек отводила к чеченцам на экскурсию: у них на каждом гвозде висела персональная фуражка, рукавицы. А наши парни разбрасывали их, потом теряли. Чеченцы на работу приходили вовремя, были вежливыми. К нами приходили телевизор смотреть, а мы к ним – чай пить. Всегда было все замечательно. Я не думаю, что сейчас эти традиции поведения изменились. Думаю, если бы некоторые представители коренного населения Саратова специально не акцентировали внимание остальных на этом моменте, его не было.

***

Между тем, президент СГАП Григорьев соглашается: преступления студентов академии права – «угнетающее явление, несвойственное для юридического вуза». Изменить ситуацию, по его мнению, мог бы сам ректорат вуза – беседами. Во времена ректорства Григорьева, как он говорит, это помогало. Однако, думается, «болезнь» таким образом вряд ли удастся вылечить. Хотя и такой профилактики, как видно, не происходит. Вместо этого в академии права, похоже, успешно приживается сурововское правосудие (по фамилии нынешнего ректора). Именно при Сергее Суровове обострились описанные нами проблемы. По негласному рейтингу взяток при поступлении в вуз и за сдачу экзаменов в сессию, академия права лидирует. Осужденный проректор Деготь здесь скорее не исключение, а айсберг коррупционности. Если дошло до оттого, что второй человек в академии лично берет взятки, то что можно говорить о других сотрудниках вуза, которым есть что продать? Не должен ли ректор нести ответственность, за существующую систему? Стоит отметить, что Суровов являлся видным единороссом. Был депутатом Госдумы, сейчас депутат облдумы, был лидером сторонников «Единой России» в области. Он возглавляет общественный совет при региональном ГУВД, председатель Совета ректоров саратовских вузов. Каких студентов он набирает и каких специалистов он выпускает, мы видим. И от того становится не по себе.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться
Паводок. В Саратовской области затопило 16 домов, организуют 6 лодочных переправ

Паводок. В Саратовской области затопило 16 домов, организуют 6 лодочных переправ

«Лицей скоро лишится крыши». В Саратове ветер сносил кровли, остановки и билборд

«Лицей скоро лишится крыши». В Саратове ветер сносил кровли, остановки и билборд

В Саратове прошли обыски по делу об уничтожении Дома офицеров в Энгельсе

В Саратове прошли обыски по делу об уничтожении Дома офицеров в Энгельсе

Популярное
наверх