19 апреля 15:12 в Саратове +24°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Державный столп

Политик, ученый, журналист, разведчик, дипломат, экономист - универсальность этого человека впечатляет. Но по-настоящему потрясает его бескорыстная патриотическая позиция. Примаков никогда не был ни карьеристом, ни интриганом.

13:05, 30 октября 2014 Автор: Михаил Сарафанов, «Колокол России»

Политик, ученый, журналист, разведчик, дипломат, экономист - универсальность этого человека впечатляет. Но по-настоящему потрясает его бескорыстная патриотическая позиция. Примаков никогда не был ни карьеристом, ни интриганом - возможно, сказывалось блестящее образование, которое позволяло ему достаточно уверено чувствовать себя на фоне эффектных младо-демократов, хитроумных предателей и всевозможных наукообразных «экспертов», тянущих Россию в пропасть.

Примаков еще с ельцинских времен отстаивал политику двуполярного мира, и его голос всегда перекрывал громогласный компрадорский сводный хор в российской политике. А ведь это было время, когда любую патриотическую позицию считали заведомо ошибочной. Наши теперешние патриоты, помня эти времена, до сих пор не оттаяли - ходят насупленные, нервные, не верят, что времена поменялись.

И действительно, Примаков был, пожалуй, единственной фигурой, который мог действовать в таких жестких условиях и не потерять самообладание, потому что прекрасно понимал своих оппонентов и практически вышел с ними из одной среды - горбачевской перестройки.

Советский тяжеловес

В конце 80-х он начинает политическую карьеру, становится депутатом Верховного Совета СССР. В последние годы существование Союза Примаков - лицо приближенное к Горбачеву. Во время августовского путча летал к заточенному в Форосе президенту СССР. В сентябре становится руководителем Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка). Чуть позднее, с падением СССР, возглавил Службы внешней разведки России. Принимая эту должность, отказался от генеральского звания. И это тоже очень ярко характеризует Примакова - никаких внешних эффектов, кроме, пожалуй, данной природой внушительной внешности, ничего для себя лично. Ведь еще в бытность СССР Примаков полностью состоялся, и этим выгодно отличался от чванливых политических нуворишей.

Он, несмотря на возраст, быстро избавился от образа «политика старой формации», перестав ассоциироваться с опостылевшими «слюньковско-воротниковскими» правдинскими «иконостасами», которые в период поздней перестройки смотрелись уже дико.

Его политический расцвет пришел поздно, когда он сменил на посту министра иностранных дел Андрея Козырева, которого многие считают агентом влияния Запада.

Уже тогда Примаков начал закладывать разворот внешней политики России в сторону ее подлинных интересов, которые заключались в равном партнерстве нашей страны со странами Запада и Востока. Примаков начал выстраивать ось Россия - Китай - Индия. Положил конец угодничеству перед Западом, по словам коллег «вернув достоинство внешней политики России и ее дипслужбе».

Спаситель Отечества

Но звездный час Примакова пробил, когда он сменил на посту премьера «киндер-сюрприза» Кириенко в 1998 году. Стране оглушенной дефолтом потребовался политический тяжеловес, способный держать удар и брать на себя ответственность. Его кандидатура устроила всех, даже коммунистов. Дума проголосовала за него 315-ю голосами из 450.

Тут же в прессе началась компания, единственной целью которой было «мочить Примакова». Говорили о «красном реванше», о сворачивании реформ. Тем не менее, оставаясь главой правительства считанные месяцы, Примаков поднял экономику страны после «технического дефолта» объявленного, а точнее спровоцированного его предшественником.

Маркса в СССР читали невнимательно, для галочки, поэтому навалившийся кризис, который, согласно автору «Капитала», постигает страны с рыночной экономикой примерно раз в десять лет, стал для многих людей неожиданностью.

За другими яркими эпизодами карьеры Примакова этот момент несколько меркнет, но он, фактически, спас страну от последствий кризиса 1998 года. Вдруг оказалось, что совсем необязательно действовать по указке МВФ, а можно вытащить страну из ямы своими силами.

Уже весной следующего года рост производства в России составил 23,8%, инфляция снизилась с 38% до 3%. Финансовый рынок страны начал восстанавливаться.

«Он внес решающий вклад в преодоление последствий дефолта и кризиса 1998 года. Его правительство заслонило собой огромную амбразуру и позволило стабилизировать страну», - сказал потом Сергей Лавров, который является прямым продолжателем дела Евгения Примакова на посту главы МИД.

Разворот, или «Русская весна» Примакова

24 марта 1999 года Примаков летит в Вашингтон с официальным визитом. Ему предстояли непростые переговоры по Югославии. Уже в полете премьер связался с вице-президентом США Альбертом Гором, который сообщил ему, что решение о бомбежках Югославии принято. Примаков разворачивает самолет прямо посередине Атлантического океана и возвращается в Москву. Знаменитый «Разворот Примакова», помимо того, что стал эффектным политическим шагом, символизировал окончательное возвращение России на собственный путь - разворот к реальным ее интересам.

Первая еще робкая «Русская весна» была вдохновлена именно Примаковым. Она началась тогда, в 1999 году, с его демарша. Стало ясно, что если такие умудренные опытом политики решаются на подобные демонстративные действия¸ то с Западом нам разговаривать действительно не о чем, ведь кому, как ни ему об этом судить. Разворот Примакова произошел тогда, когда любая пророссийская политика внутри страны высмеивалась. Быть патриотом считалось стыдно и немодно. Но именно поступок Примакова наметил перелом в этом мировоззрении. С этой точки зрения, «Разворот Примакова» - фигура высшего мировоззренческого пилотажа.

Потом, когда немецкие самолеты снова появились в небе Белграда, как это уже бывало во время Второй мировой войны, в России случилась маленькая патриотическая революция, поводом для которой был прорвавшийся гнев за братьев-сербов, а примером - Евгений Примаков. Тогда-то он и становится настоящим образцом разумного, образованно, но искреннего и горячего патриота. И именно с того холодного марта еще совсем робкой «русской весны» сейчас развилось стихийное движение, которое даже не имеет четких очертаний и устава, но, тем не менее, сдерживает фашистскую гадину на Донбассе и хаос, творящийся в мире.

Ему этого не простили. Ельцину надули в уши, что Примаков рвется в президенты. Тогда время было такое, что лишь упоминание о президентских амбициях какого-либо политика - мнимых или подлинных - приводили к очень большим неприятностям из-за неуемной жажды власти вечно пьяного ЕБН. Примаков проработал на должности премьера восемь месяцев и ушел в отставку. Ельцин, объяснил свое решение тем, что в стране якобы не улучшилась экономическая ситуация. Это была чистая ложь. Слабеющий президент испугался оговоренного, кто и в мыслях не держал захватить власть.

Журналист Доренко от души «мочил» председателя правительства в эфире Первого канала. Для Примакова все это закончилось отставкой, с которой народ не был согласен. Ему не простили проюгославской, а значит пророссийской позиции. И дело было не только в самой фигуре премьера, а в том, чтобы погасить патриотическую волну, символом которой он являлся.

Самый авторитетный государственник России

Сейчас ситуация похожая. Часть прозападного окружения Путина во главе с Сурковым пытаются слить Новороссию, и их усилия увенчались некоторыми успехами. Ушел Стрелков, среди ополчения наметился если не раскол, то размолвка, всюду снуют непонятные «гражданские» люди, которые всерьез делят портфели и оставленную бежавшими украинскими бизнесменами собственность. А из российского правительства вновь слышаться компрадорские призывы слушаться Запад. 

Феномен Примакова состоит в том, что практически на любой должности он смог себя проявить на благо нашего государства. Но, как только пожарная необходимость в его помощи пропадала, его немедленно оттесняли на второй план. А потом, когда снова наступали тяжелые времена, хватались за Примакова как за спасительную соломинку. И снова отставка. Ему было не к лицу хвататься за должности - положение обязывает. Примаков никогда бы не устроил скандал из-за этого.

Тем не менее, после его отставки, правительство России чуть было снова не вернулось на «атлантический» курс. Но ситуацию спас Путин, став сначала премьером, а потом и президентом России.

Наш Киссинджер - называли Примакова в некоторых кругах. Но это была не совсем правильная формулировка. Киссинджер мастер политического компромисса и всевозможных дипломатических вывертов, пожалуй, в сравнении с Примаковым, выглядит бледно. За Киссинджером всегда стоял огромный аппарат и военная мощь США, за Примаковым же, в самые драматические дни страны - ничего, кроме его личного опыта и таланта. Именно эти его качества, вкупе с универсальностью, не раз вытаскивали страну из очередной ямы.

Став депутатом Госдумы он возглавил патриотически ориентированное движение «Отечество - вся Россия», которое тогда еще не поддерживалось властью. Тут он снова оказался единственным зачинателем подлинно-патриотического движения, потому что КПРФ просто паразитировала на ностальгических чувствах населения, и даже если хотела что-нибудь реально сделать, к ее мнению не прислушивались. Примаков, и это было важно, возглавил парламентское объединение, которое было по-настоящему пророссийским, а главное - руководствовалось в своих действиях не «великим прошлым» СССР, а страшным настоящим, которое надо было срочно изменить.

Он оставил после себя много последователей. В МИДе создал «доктрину Примакова» и школу дипломатов-патриотов, которая действует до сих пор. Во внутренней политике подготовил группу депутатов, которые создали основу поддержки курса президента. А последний его ученик политической школы - Вячеслав Володин - вошел в Кремль и стал ближайшим соратником Путина, что также является залогом  жизнестойкости доктрины «державного старца». Для мудрого учителя и творца важно, чтобы ученики получили признание, чтобы дело его жило.

Но Евгений Максимович, который считается политическим долгожителем, на покой не ушел. Обладает четким здравомыслием, что можно судить по его юбилейному интервью. Посередине девятого десятка уже, казалось бы, можно и успокоиться. Тем не менее, и в этом тоже состоит феномен Примакова: он в свои 85 может дать фору любому «прогрессивному» молодому политику, потому что умеет заглядывать в будущее, а главное - творить его собственными руками.
 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Евгений Примаков

В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

Популярное
наверх