19 апреля 23:52 в Саратове +16°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

О роли Союза журналистов и его критиканов

Мой коллега, главный редактор газеты «Саратовская панорама» Алексей Пчелинцев опубликовал в последнем номере газеты «Время» критическую статью «Зачем журналистам Союз?»

09:10, 6 октября 2011 Автор: Вадим Рогожин

Мой коллега, главный редактор газеты «Саратовская панорама» Алексей Пчелинцев опубликовал в последнем номере газеты «Время» критическую статью «Зачем журналистам Союз?». При этом прикрепил к ней комментарии других своих коллег, в т.ч. и мой. Эта публикация должна была выйти в редактируемой им газете, собственно, для нее я и давал комментарий. Однако по каким-то причинам, она там не прошла. Смею предположить, что ее не разрешили публиковать кураторы из саратовской администрации, дабы не обострять и без того непростые отношения с журналистским сообществом. Тогда Пчелинцев передал статью и наши комментарии в родственное издание – «Время», которое непосредственно входит в медиа-обойму Олега Грищенко.

Статья и сопутствующие ей комментарии трех уважаемых главредов направлены на критику председателя Саратовского отделения Союза журналистов Лидии Златогорской. Для объективности дали мое мнение, которое стоит особняком. Внешне хотели показать плюрализм, хотя все медийщики понимают, что таким образом визуально подчеркивается как бы превалирование критиков Златогорской над теми, кто ее поддерживает. То есть меня одного противопоставили трем другим главредам. Ну, да ладно с этими хитростями, я хочу поведать не об этом.

Первое, что меня удивило – это преображение Пчелинцева. Еще полгода назад он был заместителем Златогорской и ни разу не выступал против нее с критикой. Но в феврале этого года он не был выдвинут делегатом на отчетно-выборную конференцию, за что, как мне говорили, был очень обижен. Пчелинцев тогда числился директором газеты «Резонанс», главным редактором которой я являюсь. Так вот, коллектив у нас небольшой и молодой, и ячейки Союзжура мы там не успели создать. Поэтому своего делегата газета не могла выдвинуть. Меня же выдвинула моя «Четвертая власть». Мне не хотелось бы думать, что Пчелинцев своей статьей решил отомстить Златогорской за то, что она не позаботилась о его выдвижении. Будем считать, что он за полгода прозрел и увидел Союз со стороны. Пусть от этой мысли ему будет тепло и приятно.
Я сам идейный сторонник плюрализма и люблю покритиковать. Главное, чтобы позиция спорщиков была объективной, справедливой и непредвзятой.  Увы, в данном случае я этого не вполне увидел.
***
В общем-то, Алексей Пчелинцев поднял вечно актуальный вопрос: зачем журналистам Союз? Споры по этой теме идут все постсоветское время и, наверное, не закончатся еще долго. Но рассуждая о полезности или ненужности Союза, Алексей Геннадиевич почему-то накинулся с критикой на Златогорскую, эффективность деятельности которой поставил под сомнение. Он упрекает ее в том, что он (!!!) убедил четыре года назад тогдашнего главу администрации Саратова передать пустующее здание под Дом журналистов. «Но после того как вышло постановление администрации о передаче этого дома пишущей братии, - пишет Пчелинцев, - обнаружилось, что председатель правления не очень-то и заинтересована в хлопотах по его обустройству, поиске спонсоров для ремонта, закупке необходимой мебели».
Тут уж, добрейший Алексей Геннадиевич, позволь с тобой не согласиться. Я, как человек, который также активно принимал участие в этом проекте, хочу заверить в обратном. Лидия Николаевна активно добивалась выделения Дома журналистов. И обмеры делались, и сметы составлялись, и спонсоры искались. Только проблема не в неэффективной деятельности Союза журналистов, а в том, что на самом деле, как я потом понял, никто из городских властей не хотел на самом деле выделять нам никакое здание. Просто некоторые из власть предержащих решили поиграться с СЖ и попиариться на пустом месте. Первым «дарующим» выступил незабвенный Александр Мирошин, который тогда был замом мэра. С его деятельной подачи журналистам предоставили здание, находящееся во дворе Аграрного университета. Но после того, как была составлена смета и начались конкретные переговоры со спонсорами, вдруг оказалось, что здание это в федеральной собственности, т.е. принадлежит СГАУ. Точнее, большая часть его. А другая часть – муниципалитету, в которой и должен был разместиться Дом журналистов. Но так как там требовался капитальный ремонт, нам сказали, что университет вкладываться не будет, стало быть, от помещения придется отказаться. Так нас развели в первый раз. Но власть в городе сменилась. И за этот проект ретиво взялась Ольга Баталина, которая сменила на идеологическом посту Мирошина. И снова началась похожая канитель, только уже с другим зданием, таким же аварийным, но которое занимал Союз художников. Не буду читателей утомлять нудным повествованием наших хождений по инстанциям, скажу лишь, что в итоге, не получив реальной поддержки от местных властей, пришлось отказаться и от этого объекта.

Пчелинцев недаром поднял тему Дома журналистов. Эта идея для саратовских медийщиков уже многие годы является желанной, но несбыточной мечтой. Это как лейтмотивный символ Дома в творчестве Михаила Булгакова. Увы, ни власти, ни спонсоры так и не захотели удовлетворить наши мечты. Простите, за лирическое отступление.
***
Далее в своем опусе Пчелинцев пишет о том, что «в последнее время региональное отделение превратилось в простой придаток идеологических структур правительства области, где госпожа Златогорская даже получает что-то вроде зарплаты. Возможно, именно поэтому Союз, призванный защищать журналистов, занимает невнятную позицию в тех вопросах, где задеваются интересы правительства области».

Здесь я также уверенно могу сказать, что это неправда. Я являюсь заместителем председателя – разве можно меня заподозрить в ангажированности областным правительством и губернатором? Кто читает мои газеты и мои авторские публикации, подтвердят, что это абсурд. Все решения саратовского отделения СЖ, и это знает Пчелинцев, принимаются правлением. Лидия Николаевна может выступать лишь с личным мнением. Но и отдельно взятая Златогорская не является «придатком идеологических структур» ни правительства, ни каких других органов власти или партий. И тем более она не получает зарплату в правительстве. Да, наш союз выигрывает гранты, как общественная организация, от правительства и других властных структур. Так же как и некоторые оппозиционные СМИ. Но при этом ни Союз, ни оппозиционные СМИ не облизывают областную власть. Наверное, Алексей, говоря об ангажированности Златогорской, имел в виду то, что Союз ныне занимает одну комнатку в здании минсельхоза. Но за это можно сказать лишь спасибо управделами. Оно выручило организацию в критическую минуту, когда ее выселили, не смотря на долгие просьбы, из здания  мелиорации. Как многие знают, им через подставных лиц владеет Грищенко. Олег Васильевич почему-то не захотел дальше терпеть «в своих имениях» СЖ. Может быть, его тогда сильно обижала ведущаяся против него информационная война, а неповинный в том Союз оказался под рукой. И надо же, так совпало, что критика лидера Союзжура проходит в газете из медиа-пула главы Саратова.
***
Далее в блоке в поддержку главного критикана Златогорской выступают три главных редактора: газеты «Саратовские вести» - Татьяна Артемова, журнала «Общественное мнение» - Алексей Колобродов и газеты «Время» - Петр Красильников.  
О недоброжелательном выступлении Татьяны Артемовой я говорить принципиально не буду, поскольку у нее давнишняя личная неприязнь к Златорогской и она давно потеряла связь с Союзом. Все это вскрылось на отчетно-выборной конференции в скандале, который устроила Артемова. Поэтому дискутировать с обиженной женщиной, уж извините, любезная Татьяна Викторовна, не о чем.
Алексей Колобродов был дипломатично абстрактен, только знающие ситуацию изнутри могут понять его намеки. И предложил продолжить дискуссию среди всего профессионального сообщества. И с этим нельзя не согласиться.  
А вот Петр Красильников был жесток в оценках Союза и его председателя. Вот ключевой его посыл: «К сожалению, нынешний саратовский Союз не является ни собесом, ни кузницей кадров, ни тем более институтом защиты. Мне непонятно, кому сегодня служит его председатель. Ее словно подменили. Может быть, она устала, и ее пора заменить? Думаю, что после такой замены Союз может обрести второе дыхание. Ему не надо обслуживать сильных мира сего».
Разберем эту тираду по очереди. СЖ – не является собесом и не может им является, поскольку не имеет для этого средств. Основу бюджета этой организации составляют членские взносы. А это 100 рублей в год с человека, которые далеко не все сдают. Но все же эта помощь нуждающимся журналистам оказывается. Так, например, было с организацией сбора денег на лечение петровского журналиста Елистратова.
Не является кузницей кадров? Здесь, пожалуй, в чем-то можно согласиться. При СЖ есть школа молодого журналиста, которую следует более интенсивно вести. Причем там лекторы из числа метров журналистики читают лекции и ведут мастер-классы бесплатно. Но, с другой стороны, отделение СЖ участвовало в организации уникальной школы социальной журналистики, в которой обучались в этом году люди с ограниченными физическими возможностями. Для ее выпускников мы в «Резонансе» создали специальную рубрику «По зову сердца», в которую они активно пишут. В координации работы авторов активно участвует Златогорская. Ребята могут себя показать полноценными и творчески состоятельными людьми, какими они на самом деле и являются.
Что же касается «института защиты», то в пику Петру Николаевичу я заверю, что как раз «тем более» Союз журналистов таковым и является. Примеров защиты редакций, журналистов, издателей столь большое множество, что даже не буду их перечислять. Кому интересно – задайте поиск на «Четвертой власти», там мы писали обо всех случаях.
И далее Красильников, как и его коллега Пчелинцев, вопиет к Златогорской: «Не надо обслуживать сильных мира сего». По этому поводу я уже сказал. Здесь в обратку отвечу своему коллеге: не надо обслуживать сильных мира сего! А таковым для главреда «Времени», осмелюсь заметить, является Грищенко. А что это за человек, думаю, журналистам объяснять не надо.
Я опять боюсь предположить, что нападки Красильникова являются своеобразным уколом за то, что комитет по информационным спорам, созданный недавно под эгидой Саратовского СЖ, фактически признал справедливыми претензии к «Времени» депутата гордумы Олега Комарова. Кончено же, милостивейший Петр Николаевич не мог снизойти до мелочной мести.

Кстати, о комитете по информационным спорам. Создание этого нового органа журналисткой саморегуляции, который в первом же деле показал, что будет объективным и беспристрастным – личная инициатива и заслуга Златогорской. Так что отвечу, несмотря на риторически поставленный Красильниковым вопрос: «Может быть, она устала, и ее пора заменить?» - не устала и не пора. Еще задолго до отчетно-выборной конференции Лидия Николаевна мне говорила, что хочет уйти с председательства. А я ее, напротив, отговаривал, объясняя, что время еще не пришло и отдавать этот пост, по справедливости говоря, пока некому. Лично я сейчас не вижу человека, который мог бы потянуть столь тяжелый груз. Потенциально есть такие люди, но они либо пока полностью заняты своим медийным делом, либо ангажированы одной из властей. Все-таки эта должность для зрелого человека. Может быть, таковой через четыре года себя проявит. Пока же нужно не ругать Союзжур, не злобиться на председателя, а помогать ему и правлению. И, безусловно, продолжать дискуссию о том, каким должен быть главный защитник журналистов.
 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться
В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

Популярное
наверх