26 апреля 20:00 в Саратове +19°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Гарри Поттер отдыхает, или Чудеса, увиденные своими глазами

Как мало в нашей жизни волшебства. И далеки времена, когда боялись Бабы Яги, мечтали о шапке-невидимке и выпрашивали подарки у Деда Мороза. Очень хочется взмахнуть рукой, произнести «крэкс-пэкс-фэкс» - и растворить в воздухе все проблемы…

09:42, 1 апреля 2010 Автор: Юлия Юдина

Как мало в нашей жизни волшебства. И далеки времена, когда боялись Бабы Яги, мечтали о шапке-невидимке и выпрашивали подарки у Деда Мороза. Очень хочется взмахнуть рукой, произнести «крэкс-пэкс-фэкс» - и растворить в воздухе все проблемы…

Сергею Щукину, художественному руководителю театра магии и фокусов «Самокат», в этом смысле повезло. Его работа - одна из самых «сказочных», какие только существуют в мире. Щукин пригласил нас на премьеру иллюзионного шоу «Чудо – это просто», которая состоялась, кстати, в Международный день театра, и поделился о чудесах и реальности загадочной профессии фокусника.

Шестое чувство

 Премьера прошла в минувшую субботу. Шоу адресовано преимущественно взрослым. Автор и исполнитель этого представления, которое по жанру определяется как психологические эксперименты, - заслуженный артист России Сергей Щукин. Еще до начала спектакля голос за кулисами, помимо стандартного «просим отключить свои мобильные телефоны, фото- и видеосъемка запрещены» предупредил: «Мы не обладаем сверхъестественными способностями. Просьба отнестись ко всему увиденному с долей скептицизма». Но вот последнего саратовскому зрителю явно не хватало.

Шоу было полно сюрпризов. Артист в самом начале спектакля заявил, что поучаствовать в представлении могут и должны все. Каждому из присутствующих этого сделать, конечно, не удалось, но вот половина зала, а он рассчитан на 70 мест, уж точно ассистировала Щукину. Помимо уже привычных фокусов с картами, зрители на себе испытали силу магии вуду и прочие чудеса.

Например, артист предложил «отправиться в круиз по Волге». Мужчине из зала было предложено выбрать теплоход (он назвал «Лазо»), мальчик сказал, что ему хотелось бы поехать в Волгоград, а женщина заявила, что потратит на это путешествие 550 рублей – именно такая сумма находилась в ее сумочке. В итоге через минуту Щукин достал письмо, где говорилось: «Я на теплоходе «Лазо» поеду в Волгоград и потрачу на эту поездку 550 рублей».

А финальный номер и вовсе поразил воображение. На сцене появилась знаменитая картина «Джоконда». Не настоящая, конечно, а собранная из пазлов. На месте легендарной загадочной улыбки Моны Лизы красовался пробел. Двум зрителям вновь предложили выступить помощниками артиста. Мужчина распечатал новую коробку с пазлами, а другая помощница должна была найти недостающий элемент.  Но попытки непрофессионалов в области чудес, увы, успехом не увенчались. Тогда на помощь зрительнице поспешил Щукин. Почему именно зрительнице? По его собственному утверждению, он абсолютно и полностью доверяет женской интуиции. И именно тогда нужный пазл сразу нашелся и самая известная картина Леонардо Да Винчи вновь обрела привычный вид.

Школа волшебства 

В общем, благодаря шоу все получили заряд отличного настроения. После спектакля Сергей Вадимович приоткрыл «Резонансу» завесу тайны.

- Почему вдруг вы решили сделать такое представление?

- Немного предыстории. Я в свое время очень увлекался творчеством Вольфа Мессинга. Много читал про него, изучал биографию. Человек, он, конечно, был невероятно интересный. То, что он делал – это, в первую очередь, шоу. Но, как и любой артист, он решил окутать себя ореолом таинственности, создать вокруг себя какую-то тайну, как сейчас принято говорить, сделать имидж. И вот один раз к нему на интервью пришел журналист, который впоследствии писал его мемуары, и половина всех этих загадочных событий, о которых снимают фильмы и пишут в Интернете, – это его вымысел. Например, то, как Мессинг входил в Кремль без пропуска, внушив охранникам, что он Берия, или то, что он взял деньги в сберкассе, предъявив кассиру чистый лист бумаги. Всего этого не было, это чистой воды выдумка.

Вот как проходили его выступления? В отдельный ряд сажали людей, которые должны были стать участниками экспериментов. Их он просил написать ему задания, что они и делали. Задания были такими, как, например, взять чей-то блокнот, положить его в карман человеку, сидящему в 7-м ряду, на 10-м месте. Что Мессинг с успехом и выполнял. Но мало кто обращал внимание, что того, кто давал ему эти задания, он брал под локоть или за руку. В итоге зритель подсказывал своими движениями, что нужно делать и куда пойти. Вот, к примеру, я сейчас разложу перед вами несколько предметов и попрошу загадать какой-нибудь один из них. Когда я буду потом показывать вам эти предметы, держа вас за руку, ваши мышцы невольно выдадут вас, причем вы этого даже не почувствуете. Люди, увидев такое, восклицают: «Телепат! Сверхъестественные способности!»  Хотя на самом деле Мессинг развил в себе все чувства просто до совершенства: от осязания до обоняния.

Некоторым хочется думать, что я телепат или экстрасенс. Что ж, пусть так и будет. Но я себя так никогда не позиционировал.

- Как долго нужно учиться, чтобы достичь такого мастерства?

- Здесь нет однозначного ответа. В нашей стране практически все фокусники – самоучки. А вот в США, где я какое-то время работал и учился, совершенно другой подход к искусству магии. Там есть специальные школы и библиотеки, институты и учебные пособия. Вот, к примеру, чтобы организовать одно представление, необходимо порядка полумиллиона рублей, но у нас просто нигде не купишь реквизит! Хотя ясно же, что его изготовление может принести неплохую прибыль, но нет у нас специализированных заводов и фабрик. Мы все необходимое нам приобретаем за рубежом, вернее даже заказываем по Интернету, хотя, конечно, хочется сначала все увидеть воочию, так сказать, потрогать руками. Когда  мы приезжаем на тематические международные конкурсы, вот там уже такая возможность есть. Когда видишь лампу, которая сама взлетает и кружится, а потом спокойно приземляется, и никаких проводов и нитей при этом не заметно, невольно проскальзывает мысль: вот это настоящее волшебство!

- Все-таки ваша основная аудитория – дети. С кем интереснее работать, с ними или со взрослыми? 

- Положа руку на сердце – с детьми. Они более искренние и открытые. Но с ними и тяжелее. Если детям сказать: «А ну-ка, посмотрите, что я буду сейчас делать…», совсем необязательно, что они будут смотреть именно на то, что тебе надо, и не увидят ничего лишнего. Особенно это касается ребят лет 12-13. Детки помладше верят, что все происходящее на сцене – это настоящее волшебство. Наш театр существует уже 23 года, естественно, на улице меня узнают, и дети часто кричат мне вслед: «Ой, волшебник идет!» Многие из них, конечно, тоже хотят стать волшебниками и после представления подходят родители и просят, чтобы я обучал их детей. Но у нас просто нет такой возможности: у нас даже нет своего нормального помещения.

 - Все уже привыкли, что «Самокат» находится в Доме офицеров…

- Это здание уже в разрушенном состоянии! У нас попросту течет крыша. Случались такие конфузы, что с потолка начинало капать прямо во время представления, а это довольно шумно. Перед зрителями было очень неудобно, делали громче музыку, чтобы заглушить этот звук. Бывало, что мы сушили феном сиденья до спектакля. Это разве нормально для единственного муниципального театра фокусов в России? Мы же не просим чего-то невозможного, нам нужно небольшое помещение мест на 100. У нас тут в одной комнате и гримерка, и реквизит лежит, и бухгалтерия, и даже голуби с кроликом. Нам предлагали сначала полуразрушенное помещение на 9-м этаже губернского рынка. Потом предложили другое на Кузнечной, где нет отопления, вместо этого стоит какая-то печка еще дореволюционной постройки. Пожарные нам сразу запретили ее использовать. Удобства там и вовсе на улице. Чтобы привести это здание в порядок, необходимо около 30 млн рублей. Конечно же, таких денег не нашлось. Вот и получается, что власти вроде предлагают, а мы сами отказываемся.

Между тем опыт других городов подсказывает, что свое здание для театра – это реально. Вот, например, у Куклачева есть театр кошек, тоже уникальный и единственный в своем роде. В Доме офицеров комнату мы арендуем, оплата составляет около 400 тыс. рублей в год. Если все эти деньги суммировать, то давно уже можно купить помещение. И дело не только в этом. Дома офицеров давно собираются ликвидировать – продавать. Они уже не выполняют свою функцию, военные сюда давно не ходят. Что тогда будет с нами?..

 

Фокусы бывают трех видов. Первый - микромагия. К ней относятся трюки с мелкими предметами (монетками, резиночками, шариками, картами и т.д.). Вторая группа - сценическая магия: фокусы на ловкость рук, для которых не требуется какой-либо  крупный реквизит. И третья категория - иллюзионы: масштабные фокусы с достаточно громоздким оборудованием. Это всем известное «распиливание» человека в ящике, трюки Дэвида Копперфилда. Есть также и ментальная магия - фокусы с чтением мыслей. Например,  артист спускается в зал, на сцене остается его ассистент с завязанными глазами. Первый выбирает любого зрителя, а другой угадывает его пол, возраст, даже номер паспорта. Это очень сложное искусство, для которого существует своя техника.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться
В Саратове воду из шести родников признали небезопасной: ее нужно кипятить

В Саратове воду из шести родников признали небезопасной: ее нужно кипятить

На Азина в тройном ДТП с участием автобуса №18Д пострадал ребенок

На Азина в тройном ДТП с участием автобуса №18Д пострадал ребенок

Пьяный водитель «Мазды» заехал на проспект Столыпина и пытался скрыться от ДПС

Пьяный водитель «Мазды» заехал на проспект Столыпина и пытался скрыться от ДПС

Популярное
наверх