19 апреля 04:06 в Саратове +16°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Ужастик из трех букв

Так ли страшен оказался единый госэкзамен, как его представляли? «Все, кто против ЕГЭ – это люди, которые против развития нашей страны!» - столь пафосное заявление сделала недавно в Саратове руководитель...

10:00, 5 октября 2009 Автор: Дмитрий Антипин

 

Так ли страшен оказался единый госэкзамен, как его представляли? 

«Все, кто против ЕГЭ  – это люди, которые  против развития нашей  страны!» - столь пафосное заявление сделала  недавно в Саратове руководитель Федеральной  службы по надзору  в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Любовь Глебова. В наш город чиновница приехала, чтобы обсудить с местной педагогической общественностью проблемы и перспективы единого госэкзамена. Самое время: 1 сентября подошла к концу самая широко обсуждаемая этим летом реформа и настроение у ее участников осталось, в целом, не самое благожелательное. «Слава богу, это закончилось», - часто приходилось слышать корреспонденту «Четвертой власти» от экспертов в ответ на просьбу подвести итоги сдачи ЕГЭ и поступления по его результатам в саратовские вузы. Наше издание не стало дожидаться каждый раз сдвигающуюся дату обнародования окончательных официальных результатов реформы, с которыми должно выступить региональное министерство образования, а самостоятельно оценило последствия единого госэкзамена и представило, какое будущее его ждет. 

Стоит сразу  отметить, что нашей области при  проведении реформы в какой-то мере повезло: ЕГЭ в порядке эксперимента был введен в школах губернии еще  пять лет назад, так что к моменту  всеобщего перехода на данную форму аттестации российских выпускников некоторый опыт нам все же накопить удалось. Автору этих строк и самому несколько лет назад довелось принять участие в эксперименте: признаться честно, чувства остались противоречивые. Однако обо всем по порядку. 

Шаг первый - сдать

В этом году со школьными  партами попрощались свыше 18 тысяч одиннадцатиклассников нашего региона, что почти на тысячу человек меньше по сравнению с прошлым выпуском. Количественный провал связан с «демографической ямой»: аттестаты зрелости в этом году получили школьники, родившиеся в 92-м году. Какие потрясения претерпевала в это время наша страна и как тогда относились к вопросу планирования семьи, думаю, никому объяснять не надо. Однако спустя 17 лет выяснилось, что события начала 90-х были еще не всеми ударами судьбы, поджидавшими это поколение. Новым испытанием для него стал экзамен из трех букв.

Обязательными предметами для сдачи ЕГЭ в  этом году были русский язык и математика. Плюс к этому выпускнику, чтобы поступить в вуз, надо было сдать еще как минимум одну дисциплину на выбор. Их число зависело от того, на какое количество и какого содержания специальности в высшей школе претендовал абитуриент. 

В итоге, русский  язык одиннадцатиклассники региона  написали в среднем на 56,2 баллов всего на 0,2 балла меньше общероссийского показателя. 815 человек (4,1% школьников) провалили первую попытку сдать ЕГЭ по «великому и могучему». При этом 8 выпускников получили максимально возможные 100 баллов. Примечательно, что все вундеркинды – девушки.

А вот в экзамене по математике ситуация сложилась до наоборот. Наилучший показатель там  был у единственного молодого человека – выпускника балаковского лицея №1  Кирилла Бугаева. Не важно обстояли дела у наших школьников и со средним значением при сдаче «царицы наук», которое составило всего 38,4 баллов против 42,9 баллов в целом по стране. Почти каждый десятый выпускник (1641 человек, или 9%) образовательных учреждений области не справился с первой попыткой сдать ЕГЭ по математике.

В дальнейшем число одиннадцатиклассников, оставшихся без аттестатов зрелости, сократилось до 568 человек, причем 174 из них – выпускники школ областного центра. 

Честность – залог успеха?

«Учреждения образования получили объективную оценку знаний учащихся», - уверен директор саратовского физико-технического лицея № 1 Гарри Татарков, причисляющий себя к «ярым сторонникам ЕГЭ». Руководителя известного образовательного учреждения не смущает даже то, что в заданиях для выпускников имели место некорректные вопросы, чем возмущался сам президент Дмитрий Медведев: «Авторы ЕГЭ правильно считают, что количество вариантов заданий должно быть огромным, т.е. обновляться каждый год. В таких случаях, разумеется, проскакивают некорректные вопросы, которые нуждаются либо в уточнении, либо не имеют однозначного ответа. Вы можете взять самые уважаемые задачники и учебники и, несмотря на количество переизданий, дополнений, поверьте мне, они все равно содержат ошибки и некорректности. При этом надо учитывать, что в ЕГЭ очень много заданий. Если проанализировать, где встречаются некорректности, то это в основном часть «А». В ней содержатся самые тривиальные вопросы, на которые необходимы такие же ответы. Как правило, эти задания имеют очень небольшой вес в общей оценке».

Противники новой  формы аттестации школьников утверждают, что ЕГЭ разрушает отечественную образовательную систему – одну из сильнейших в мире. Мол, детей учат не размышлять, а решать тесты. Профессор кафедры нового, новейшего времени и международных отношений института истории и международных отношений СГУ Велихан Мирзеханов частично согласен с такой точкой зрения. Однако доктор исторических наук уточняет: «Тенденция неприятная, но ЕГЭ может состоять не только из заданий на запоминание. В экзамене обязательно должна быть часть «С» в виде творческой работы. Без этого ЕГЭ неполноценен. Например, по такому предмету как история для нас очень важно знать, каким образом человек моделирует свои знания, как он мыслит».

В целом, Мирзеханов считает ЕГЭ «хорошей системой», при условии, что «госэкзамен будут проводить честно». Ученый имеет в виду нарушения, с которыми столкнулись организаторы ЕГЭ и которые получили огласку. Так, некоторые выпускники умудрялись обходить все запреты и пользоваться сотовыми телефонами, получая от знакомых смс с правильными ответами. Где-то они «списывали» тайно, где-то без опаски быть наказанным. Впрочем, о коррупционности новой формы аттестации школьников чуть ниже. 

Шаг второй - поступить

Сдать ЕГЭ –  как выяснилось, еще полбеды. Куда сложнее было по их результатам поступить  в вуз. «Принципиально повысилась мобильность абитуриентов, а подобрать высшую школу, соответствующую уровню знаний выпускника, стало проще», - источает оптимизм Татарков из физико-технического лицея. В приемных комиссиях ведущих саратовских вузов к подобным заявлениям относятся нервозно. Упомянутая мобильность абитуриентов для них в этот раз стала не благом, а причиной стрессов.

Так, в Саратовском социально-экономическом университете (СГСЭУ) во время вступительной страды приняли свыше 6 тыс. заявлений – в 4 раза выше традиционного показателя. В Саратовском техническом университете (СГТУ) насчитали 5 353 кандидата на дневное отделение, что в два раза больше, чем обычно. В Поволжской академии госслужбы (ПАГС) одиннадцатиклассники принесли порядка 3,5 тыс. заявлений – в три раза больше привычной цифры. Такую же картину можно было наблюдать почти в каждом вузе страны.

«Дети вели себя, как в спортивном ориентировании, где нужно обойти максимальное количество контрольных точек, - возмущается ответственный секретарь приемной комиссии СГСЭУ Владимир Пугачев. – Абитуриенты поставили цель подать заявления в большее количество вузов на все возможные специальности. При этом они даже не знали, диплом какого учебного заведения хотели бы получить и какой профессией овладеть».

Как бы это странно  не прозвучало, но рекордное количество заявлений в итоге вылилось в  беготню приемных комиссий за абитуриентами. Дело в том, что многие кандидаты в студенты были рекомендованы к зачислению в нескольких вузах, но на радостях не спешили возвращаться за копиями документов в учебные заведения, где они не собирались учиться. Сотрудники приемных комиссий буквально выслеживали таких абитуриентов: сначала по спискам, размещенным на вузовских сайтах, а затем звонили им и просили забрать документы, чтобы дать шанс тем, кто стоял в списке ниже счастливчиков. Такого рода ситуации в основном прослеживались на экономических специальностях. «Если сидеть, сложа руки, то можно никого не зачислить», - убежден ответственный секретарь приемной комиссии СГТУ Алексей Перегудов. Впрочем, политеху повезло: особых перегибов с конкурсом там не было в силу его профиля. «На технические специальности идут осознанно. Наш университет обладает уникальными специальностями, которых нет в других вузах Саратова: энергетика, машиностроение и т.п. Таким образом, у нас изначально свой контингент абитуриентов», - объясняет Перегудов. 

Гарантированное зачисление

Другой проблемой минувшей вступительной страды стало небывалое количество льготников, претендовавших на внеконкурсное зачисление. Доходило до абсурда: на некоторых специальностях число таких абитуриентов превышало количество имеющихся бюджетных мест.

Так, например, произошло  со специальностью «Таможенное дело», по которой обучают студентов  в СГСЭУ, ПАГС, СГАП (Саратовская академия права). В социально-экономическом университете обычным абитуриентам досталось всего одно бюджетное место. В академии госслужбы ситуация сложилась еще драматичнее: на обучение за государственный счет претендовало 8 человек, учитывая, что мест было всего 7. Заняв их, льготники не оставили шансов свыше 500 абитуриентам-конкурсникам.

Отвечая на вопрос корреспондента «Четвертой власти», откуда взялось рекордное количество выпускников льготных категорий, заместитель председателя приемной комиссии факультета государственного и муниципального управления ПАГС Екатерина Ведяева просит вспомнить, какое криминальное время было в годы их детства: «Кто-то осиротел, с кем-то еще что-нибудь произошло».

Однако некоторые  эксперты уверены: большинство справок, предоставляющих льготы, куплены. Слишком  велик соблазн. Льготникам, для того чтобы быть зачисленным, необходимо набрать количество баллов чуть выше двойки. Борясь с такой порочной практикой, как подделка медицинских справок, столичным вузам даже предложили проводить самостоятельную диспансеризацию. В Саратове от такой идеи отказались, дабы не нагнетать обстановку – масштабы не те. Ближайшая сессия сама расставит все по местам. 

Спрос на коррупцию 

Изначально ЕГЭ  позиционировали, в том числе, и как инструмент борьбы с коррупцией. Кажется, затея с треском провалилась.

«Единый госэкзамен не снял вопрос коррупции. Произошло перераспределение финансовых потоков в пользу структур, обеспечивающих организацию и проведение ЕГЭ», - заявил на недавнем совещании по данной теме в областной общественной палате ректор ПАГС Сергей Наумов, который попросил воспринимать его слова не как руководителя вуза, а как эксперта, представляющего научное сообщество. Мирзеханов из СГУ также уверен: коррупция перекочевала из вузов в средние школы и курирующие их ведомства.

Директор физико-технического лицея Татарков не так категоричен: «В моем учебном заведении ничего подобного не наблюдалось. Мало того, я увидел у ребят заинтересованность в том, чтобы сдавать экзамены честно. Если бы имели место какие-либо нарушения, они молчать не стали. У них сформировалась собственная позиция: я пишу честно, пусть и другие делают так же. Возможно, какие-то попытки повлиять на результаты ЕГЭ имели место, но, думаю, в подавляющем большинстве они оказались бесплодными».

Однако один случай коррупционного характера при  сдаче ЕГЭ все же получил огласку. За покушение на получение взятки взамен содействия в сдаче экзамена по биологии к штрафу в 100 тысяч рублей была недавно приговорена главный специалист отдела образования администрации Турковского района. Чиновница вымогала у брата выпускника местной средней школы 20 тысяч рублей. В день экзамена женщина зашла в кабинет, где шли испытания. Взяв экзаменационное задание у выпускника, она вышла из класса и потребовала от директора школы, чтобы учитель по биологии решил все вопросы. Когда тот выполнил экзаменационные задания, женщина отдала листы с ответами учащемуся. По окончании ЕГЭ чиновница по телефону сказала брату выпускника, чтобы деньги он  положил в коробку из-под конфет и передал ее сыну. Во время передачи денег отпрыск чиновницы был задержан. В судебном заседании подсудимая полностью признала свою вину. 

Кто-то возразит: это единичный случай. Однако в данном случае предложение не может существовать без спроса. Так, интернет-портал «СаратовБизнесКонсталтинг» провел опрос пользователей, поинтересовавшись «Помог ли Вам ЕГЭ избежать коррупции при поступлении в вуз?». В исследовании приняли участие 501 респондент. Большинство (46,51%) ответили «Нет, было как прежде». В том, что «пришлось «подмазать» призналось 25,75%  респондентов. Положительный ответ выбрали 27,74% посетителей сайта. 

Полный  провал?

«Еще несколько месяцев назад мы могли критиковать концепцию единого госэкзамена, приводя, за отсутствием достаточной практики, порой чисто умозрительные аргументы. А сегодня уже ясно, что эта концепция помимо содержательных пороков, о которых было так много сказано за последнее время, еще и не работает так, как задумывали его инициаторы. Ни одна из провозглашенных целей введения ЕГЭ не была достигнута», - заявил в середине сентября председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По мнению политика, судьбы сотен тысяч молодых людей, которым не повезло окончить школу в 2009 году, были исковерканы.

В начале учебного года на двух факультетах МГУ прошли контрольные работы по материалам ЕГЭ среди первокурсников. Порядка 60% студентов с заданиями не справились. Федеральный министр образования и науки Андрей Фурсенко уже заявил, что в регионах, где были искусственно завышены результаты экзаменов, будут проведены кадровые перестановки. Известно, что в нашей области подобные повторные аттестации не проводились.

«Реформы ради реформ не должны иметь места», - высказал свою позицию епископ Саратовский и Вольский, член общественной палаты России Лонгин (Корчагин).

«Мировой опыт свидетельствует о том, что не может быть установлена абсолютная государственная монополия на оценку качества знаний абитуриентов и, соответственно, отбор вуза. Это нарушает базовый принцип высшей школы – автономность вузов и ответственность их за качество подготовки специалистов. А также, без сомнения, любая монополия является источником коррупции, - заявил на вышеупомянутом заседании региональной общественной палаты Наумов. – Я поддерживаю идею, согласно которой вузам будет предоставлена возможность дополнительно к ЕГЭ проводить собственные вступительные испытания профессиональной направленности, представляющие собой вступительные экзамены по профильному для вуза предмету с элементами оценки мотивации абитуриентов. Не может 7 сотрудников приемной комиссии 24 часа 40 суток сидеть и перелопачивать документы людей при фейс-контроле определяемых как непригодные для обучения в вузах.

Кто сказал, что высшее образование в  нашей стране должны получать все без  исключения выпускники средних школ? Так разве было при Советском Союзе, высшее образование которого мы возводим на определенную ступень и говорим, что оно было одним из сильнейших? Так разве было при царской России? Почему мы сейчас возводим это в абсолют и почему мы заставляем вузы сидеть и заниматься этими вопросами?» 

Иного нет у нас пути

Сотрудники приемных комиссий, опрошенные «Четвертой властью», как один предлагают ограничить абитуриентов в количестве вузов, куда можно рассылать заявления. Однако это предложение едва ли будет оформлено законодательно. В среднем на одного одиннадцатиклассника пришлось по два заявления в высшие учебные заявления. Скорее всего, будут ждать до тех пор, пока у выпускников не сформируется своего рода культура поступления в вуз и они перестанут заниматься, как выразился Пугачев из СГСЭУ, спортивным ориентированием.

Кроме того, наши эксперты предлагают ввести квоты для  абитуриентов, поступающих вне конкурса – льготников и тех, кто обладает целевым направлением. «Иначе мы нарушаем 43-ю статью Конституции, которая гласит, что каждый имеет право на конкурсной основе получить высшее образование», - замечает Ведяева из ПАГС.

«Раз уж назвали это единым госэкзаменом, сделайте действительно единственным критерием отбора человека в вуз, - говорит Пугачев. - Лучшие должны становиться интеллектуальной элитой страны. Мы страну разваливаем. А когда у нас 153 категории льготников, когда у нас начинается целевой прием, где по заниженным баллам люди проходят, происходит дискредитация самого названия «единый госэкзамен». Давайте примем по результатам ЕГЭ лучших, а организации, которым разрешено заключать целевые договора, придут, в отделе кадров отберут устраивающих студентов, побеседуют и уже с принятым студентом заключат контракт. Чтобы взять действительно хорошего специалиста. Можно даже на первом курсе это сделать. Никаких льгот. Страна добрая? Создайте условия для инвалидов, сирот, чтобы они нормально жили и учились. Если они действительно хорошо учились, то великолепно сдадут ЕГЭ и поступят в вуз на общих основаниях. Здесь уже им дадут социальную стипендию и т.п.».

Впрочем, сейчас очевидно одно – при всех недостатках от идеи ЕГЭ власти вряд ли откажутся. «Мне кажется, Дмитрию Анатольевичу нравится эта реформа», - подмечает Пугачев. Ведяева, как и подобает сотруднику вуза, где готовят госслужащих, добавляет: «Глава государства подписал этот закон, и мы должны следовать ему».


 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться
Экс-главу Перелюба арестовали на месяц за стрельбу по людям

Экс-главу Перелюба арестовали на месяц за стрельбу по людям

Уроженец Аткарска на мопеде упал в пропасть в Таиланде и погиб

Уроженец Аткарска на мопеде упал в пропасть в Таиланде и погиб

Пьяная дебоширка пыталась открыть дверь в самолете во время полета. Приговор

Пьяная дебоширка пыталась открыть дверь в самолете во время полета. Приговор

Популярное
наверх