20 апреля 08:44 в Саратове +13°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Михаил Исаев: «Наша миссия - вернуть Саратов в число передовых городов»

Мэр Саратова рассказал о том, каким будет город через несколько лет

09:10, 18 августа 2020

Глава Саратова Михаил Исаев в интервью «Четвертой Власти» напомнил о выдающемся прошлом города и поделился видением развития областного центра в ближайшей перспективе.

- Михаил Александрович, в Саратове в последние годы жители наблюдают масштабные преобразования: ремонт дорог и общественных территорий, строительство школ и детских садов, возведение различных спортивных сооружений и так далее. Но все это, так скажем, носит прикладной характер на местах. А вот если говорить о городе как о живом организме, - он же, наверное, должен постоянно расти, развиваться, набираться сил. Поговорим об этом.

- Прежде, чем заглядывать в будущее, давайте вспомним, что Саратов представляет из себя сейчас.

Наш город – это многофункциональный центр с различными промышленными, культурными и образовательными учреждениями, который занимает 400 квадратных километров. В областном центре на данный момент функционирует более 30 крупных производств в сферах машиностроения, энергетического оборудования, безопасности и обороны, нефте- и газодобычи, электроники, легкой промышленности, базируется с десяток высших учебных заведений: классический, технический, медицинский, аграрный вузы, высшая школа в сфере художественно-эстетического направления. Здесь развернуты музеи, театры, картинные галереи. Далеко не каждый крупный город нашей страны может похвастаться таким широким спектром возможностей, сосредоточенных в одной локации.

А теперь давайте вернемся на 100 лет назад. Саратов в начале XX века – это один из первых университетов в провинции, третья консерватория в стране, второй стационарный цирк в Европе, первый в мире театр, предназначенный для юных зрителей. Здесь функционирует трамвайная сеть, имеется система водопровода и уличного освещения, работают промышленные предприятия, резкий толчок росту которых дало строительство железной дороги в направлении Тамбова и Москвы.

Не стоит забывать, что Саратов был купеческим городом. Буквально на каждом шагу развернуты ремесленные лавки и мастерские. Активно работают мукомольные производства, идет переработка сельхозпродукции. Расположение на Волге, крупной судоходной жиле, также дает больше перспектив для торговли и развития экономики в целом, которая в то время была в числе передовых.

До 30-х годов прошлого века Саратов оставался крупнейшим городом, часто называемым столицей Поволжья, был больше Казани, Самары, Нижнего Новгорода. По числу жителей областной центр был третьим городом России (в ее современных границах).

Теперь вспомним Саратов 50 лет назад. Вдоль Волги простирается уникальная многоярусная набережная, которая для волжских городов в то время была в новинку. Она, кстати, была построена по принципу «народной стройки», что тоже само по себе интересно.

Посередине реки имеется искусственный насыпной пляж, которым мог тогда похвастаться, пожалуй, только наш город. Да и сейчас я не вспомню ни одного муниципального образования в Поволжье, в котором есть подобное сооружение.

Открыт самый длинный в Европе, на тот момент времени, автомобильный мост, строится речной вокзал. В городе работают крупные промышленные производства, особенно в области электроники. Жизнь кипит, муниципалитет активно развивается.

Анализируя все это, мы понимаем, что у нашего города был и, что важно, остается колоссальный потенциал. Пусть это сейчас прозвучит громко, но мы ставим перед собой цель, а может, даже и миссию - вернуть Саратов в число первых, как это было 100 лет назад.

- Цель, скажем, и впрямь амбициозна, и явно на долгую перспективу. Вы уже знаете, при помощи каких средств она будет достигаться?

- Вы верно подметили в первом вопросе, что город – это живой организм, и расти он должен за счет каких-либо ресурсов. И тут, как говорится, все уже давно придумано до нас.   

Есть два главных источника – это экономика и география. Многие спорят, что же появилось из этого раньше и стало толчком для развития второго. Одни утверждают, что первична экономика. По их мнению, именно вырабатываемые энергоресурсы двигают страны и муниципалитеты к расширению своих территорий. Другие же, наоборот, считают, что именно наличие земельного ресурса способствует развитию экономики.

Можно с кем-то соглашаться, можно спорить, но очевидно одно, что оба этих фактора влияют на развитие территорий самым непосредственным образом.

По моему мнению, нужно заниматься этими процессами параллельно, потому что данные ресурсы у муниципалитета ограничены, а вот потребности и запросы горожан продолжают расти.

Например, возьмем тему строительства жилья, а этим нам предстоит активно заниматься в ближайшие годы в связи с расселением аварийного жилого фонда.

На протяжении нескольких последних лет в Саратове наблюдается миграция горожан, исходя из их предпочтений. Новые микрорайоны растут и развиваются в горизонтальной плоскости. Современные урбанисты, кстати, считают, что невысокие микрорайоны более уютные и визуально приятнее.

Так вот, для такого строительства нам необходимо достаточное количество территорий, «окрашенных» под жилую застройку, а такого ресурса у города практически не осталось.

Можно предположить, что земельные участки у города появятся тогда, когда мы освободим их от аварийного жилья. Это так, но тут есть одно «но». Не везде на месте небольшого старого дома можно запроектировать современный многоквартирный. Вполне возможно, что гораздо уместнее расположить там соцобъект или зону отдыха. Именно такой запрос у жителей данной территории и формируется. Это я к тому, что уйти от застройки новых микрорайонов у нас просто не получится, и вопрос нехватки земельных участков возник еще вчера.

- Михаил Александрович, можно ли говорить, что Саратову тесно, а может, даже душно в его границах уже сейчас?

- Совершенно верно. Кроме того, если отбросить юридический аспект, то негласно границы между нашим городом и близлежащими территориями давно стерты. Многие жители работают в областном центре, учатся здесь, но продолжают оставаться сельским населением, добираясь в Саратов на межмуниципальном транспорте, проживая всего лишь в нескольких километрах от областного центра, а иногда, до смешного – через улицу, как в поселках Калашниково, Водник, Тепличный, Сокол, Расково, Усть-Курдюм и т.д.  

Конечно, для жителей таких территорий вхождение в состав муниципального образования «Город Саратов» привнесет множество плюсов и изменит качество жизни: повысится транспортная доступность, появятся новые рабочие места, будет выделятся совершенно иное финансирование на содержание инфраструктуры. При этом они сохранят и все те льготы, которые имеют, не изменятся и тарифы на поставку тепла, газа, воды и электроэнергии.

Хочу отметить, что большинство сельхозземель, прилегающих к Саратову и правому берегу Волги, не используются. Из этого можно сделать вывод, что на данный момент они, в большинстве своем, являются землями резерва, которые как раз бы и подошли, например, под инвестпроекты, участки под поселки для многодетных семей, или же под создание крупных транспортных развязок. Такая система стала бы каркасом большой урбанизированной территории и промышленного пояса.

- Вы говорите про рабочие места. За счет чего они появятся?

- А здесь мы опять возвращаемся к спору, что важнее – «экономика» или «география». Поясню. К нам, в муниципалитет, поступает немало предложений от различных инвесторов с запросом на строительство логистических центров, промышленных предприятий, наукоемких и высокотехнологичных производств и т.д. Они хотят развернуть свою деятельность именно в областном центре. Одним из факторов такого предпочтения является то, что про сильную высшую школу Саратова, готовящих первоклассных специалистов, знают далеко за пределами региона. Но, как правило, именно земельный вопрос становится камнем преткновения – у муниципалитета просто не осталось территорий, которые мы можем предложить инвесторам.

Расширив свою «географию», мы сразу же увеличим инвестиционную привлекательность. И на территориях, которые станут частью Саратова, будут создаваться новые предприятия, а это в том числе развитие поселений и рабочие места, которые будут доступны жителям близлежащих населенных пунктов.

- Вполне логично. Это выгодная перспектива со всех сторон. Наверняка можно говорить и о расширении возможностей участия не только в инвестпроектах, но и в программах федерального уровня.

- Безусловно. И такие примеры у нас есть. Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - участие Саратова в нем стало возможным благодаря вхождению муниципального образования в агломерацию наряду с Энгельсом, Татищево и Саратовским районом. За последние 3 года нам удалось привести в порядок около 150 участков улиц, в этом году мы ремонтируем еще 80, подойдя уже к дорогам в поселках по периметру города.

Объединение с другими территориальными образованиями позволит нам осуществлять замену асфальтового покрытия и там. Нередки случаи, когда граница Саратова и района проходит по таким улицам. Например, дорога в село Трещиха. В этом году мы отремонтируем участок, который в черте города, а потратить бюджетный рубль на другую часть, принадлежащую Саратовскому району, мы не можем. У жителей это вызывает недоумение и вопросы. И не без причин.

Таких проектов много, для участия в них необходимо подходить под ряд критериев, к чему мы, в том числе, стремимся.

***

- Михаил Александрович, давайте немного уйдем от темы, связанной с хозяйственными вопросами, а поговорим о красотах нашего края. Как вы считаете, что необходимо Саратову для того, чтобы стать максимально привлекательным для туристов?

- В первую очередь, Саратов – это город на Волге. То, что был утрачен пляж на береговой линии, – это колоссальная потеря, которую теперь при поддержке спикера Госдумы Вячеслава Викторовича Володина мы пытаемся компенсировать. Он будет расположен на 8-километровом пешеходном кольце, обустройство которого ведется уже несколько лет и уже скоро будет завершено.

Наша уникальная архитектура – настоящая изюминка: здания, построенные именитыми зодчими в различных стилях, необходимо не только не утратить, но и постоянно поддерживать. Мы понимаем, что к ремонту фасадов памятников необходимо подойти как можно скорее.

Неспроста в Саратове проводятся российские и мировые культурные и спортивные события: фестивали, конкурсы, чемпионаты. Далеко не каждый город страны может похвастаться музеем под открытым небом, это я про парк Победы.

Безусловно, как только областной центр начнет расширять границы и возможности, его туристическая привлекательность пропорционально начнет расти.

- Михаил Александрович, завершая разговор, поделитесь вашим кредо, которым вы руководствуетесь для достижения обозначенной вами цели в начале общения, – вернуть Саратов в число первых.

- Чтобы достичь какой-то большой цели, всегда нужно выходить за рамки зоны комфорта. Только тогда можно говорить, что из состояния стагнации мы перешли на этап прогресса. Ведь заниматься решением местечковых      проблем и вопросов можно сколько угодно, и какое-то время будет казаться, что жизнь города не стоит на месте, но если посмотреть на это со стороны, то в глобальном смысле – это не развитие.

Именно поэтому мы ставим перед собой такие амбициозные задачи, чтобы, выйдя за границы привычного уклада, достигать их решения.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

благоустройство, михаил исаев

В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В Саратовской области аномальная жара бьет рекорды: в выходные – до +30

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В автокатастрофе в Воскресенском районе погибли граждане Армении

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

В Балашове школьники издевались над инвалидом и бросали в него камни

Популярное
наверх