Взрывоопасный лес под Красноармейском
09:00, 29 августа 2014 Автор: Георгий Балаков
На прошлой неделе по линии министерства природных ресурсов и экологии распространилась информация о том, что на территории Красноармейского района произошел пожар. Горели 60-70-летние сосны на площади 14,5 га и еще 5 га травы. Событие это само по себе печальное, но поскольку никто не сгорел, не остался без крова, то и внимание ЧП привлекло посредственное. А попросту его не стали рассматривать скрупулезно, заочно списав буйство стихии, например, на пьяного крестьянина бросившего бычок.
Однако история с пожаром, произошедшем 15 августа близ сел Пряхино и Гусево, оказалась куда как более сложной, нежели случайный окурок. Огонь едва ли не добрался до поселений, а самое главное - вспыхнул он на том же самом месте, где полуторами неделями ранее уже полыхал низовой пожар. Получается, что молния все-таки может ударить в одно и то же место дважды. К сожалению, рукотворный, как полагают местные жители, казус природы произошел в Саратовской области. Мы не будем утверждать, что явилось истинной причиной произошедшего, на это есть следственные органы, но уж очень много фактов указывает на то, что за виновниками далеко ходить не надо. Разгильдяйство и безответственность - вот главные виновники произошедшего. Но обо всем по порядку.
В начале августа близ села Пряхино вспыхнул низовой пожар. К счастью, локализовать его удалось быстро, лес не пострадал, но на место происшествия лично прибыл министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Игорь Потапов. Между тем, такое беспокойство министра могло было быть вызвано не только заботой о природе. Чиновник знал то, что так и не было доведено до внимания общественности. А именно: что на месте возгорания подрывные геолого-разведывательные работы с разрешения министерства вела фирма «Дон Гео», разыскивающая нефть. Между министром и представителем компании тогда состоялся разговор, о сути которого можно только догадываться. Вскоре министр уехал, а взрывные работы продолжились. И вот вечером 15 августа в тех же местах вспыхивает новый пожар, но уже настоящий, заставляющий стыть в жилах кровь. Огонь, раздуваемый сильными порывами ветра, прошел по лесу, забрасывая снопами искр все вокруг, и начал наступать на жилой сектор. И только благодаря местным жителям, которые прорыли рвы тракторами огонь не перекинулся на их дома. По словам очевидцев, полностью ликвидировать пожар удалось лишь 17 числа.
Как рассказал мне представитель Красноармейского лесничества, по иронии судьбы, пожар вспыхнул накануне того дня, когда все работы в лесу должны были быть прекращены. Ведь на компанию «Дон Гео» распространяется режим недопуска к лесному фонду в пожароопасный период. «Он на них распространяется. Но он (пожароопасный период - авт.) был введен с 16-го августа. До этого был с 18 июля. Когда ограничения закончились, они работы продолжили. А новый режим вступил как раз в день пожара. Так как-то получилось», - сообщил собеседник.
Вообще непонятно, как эти работы в принципе могли продолжиться после первого пожара. Ведь чтобы продолжать взрывы, надо быть уверенным в том, что причина возгорания иная. Надзорные органы, по логике вещей, должны были приостановить деятельность геологов до выяснения, а министр Потапов должен был пригрозить коммерсантам... Но в результате получилось так, что область лишилась, по уточненным официальным данным, более 20 га леса. Правда, местные жители говорят о цифре близкой к 100 га. Какой был причинен финансовый ущерб, официальные органы только устанавливают, но, по заверению тамошнего лесничьего, сумма переваливает за 50 миллионов рублей. И это по скромным подсчетам.
Естественно свою причастность к пожару сотрудники «Дон Гео» отрицают. Представитель компании в районе проведения работ Александр Мартюшов от общения, как нередко бывает в таких случаях, отказался. Более того, матерясь, мужчина пообещал выбить мне зубы, если я продолжу его расспрашивать о причинах случившегося пожара. Другие геологоразведчики оказались не менее многословными, но более сдержанными, говоря лишь: «Пожар случился не по нашей вине».
Между тем, причина пожара до сих пор неизвестна. Как удалось выяснить у информированных источников в полиции, у следователей сейчас две основные причины пожара: поджог и возгорание от стекла, при этом им поручено определиться с чем-то одним. Как видно, обе версии в данном случае устраивают и геологов, и экологическое министерство. Какие могут быть к ним вопросы, если из-за стекла дважды вспыхивал пожар?
У местных жителей свое видение картины. Они уверены, что все злоключения произошли из-за проводимых в лесу взрывов. По их словам, очаг возгорания находится в глухом месте, куда не заходят ни местные жители, ни пастухи, ни туристы, которые предпочитают отдыхать на берегу Волги, что в нескольких километрах от леса. Более того, в обоих случаях перед пожаром жители отчетливо слышали взрывы.
Примечательно, что устраивающая всех версия с поджогом родилась в недрах природно-ресурсного министерства еще до того, как выяснением причин возгорания занялись пожарные. На прошлой неделе начальник отдела охраны лесов министерства природных ресурсов и экологии Владимир Маврин сообщил следующее: «Не мы расследуем обстоятельства пожара. Виновников пожара устанавливает органы дознания при полиции на местах. Дело уже давно предано в полицию. Ждем результатов. Версий много, но мы не можем определять виновника пожара, они должны его найти. Там явно, видимо, был поджог. Одна из версий».
Позиция министерства ясна, ведь если окажется, что пожар произошел вследствие геолого-разведывательных действий, то взрывная волна докатится и до министра Потапова. Получается, что по его недоссмотру после первого пожара работы со взрывчаткой были продолжены. Министр не мог не знать о засухе, о высокой пожароопасности и связанными с этим рисками, однако взрывы по какой-то причине не остановил. И теперь, после случившегося, сам министр заинтересован в том, чтобы ООО «Дон Гео» не фигурировало нигде как виновник пожара, иначе можно как минимум лишиться кресла.
В региональном ГУ МВД по Саратовской области сообщили, что по факту пожара ОВД Красноармейского района проводит проверку. «Были опрошены жители сел, в районе которых возникло возгорание, лесничие, все свидетели», - сообщили в пресс-службе ведомства. Если по результатам экспертизы станет известно, что причиной пожара стал поджог, то будет возбуждено уголовное дело и будет проводиться расследование. В случае, если причины будут иными, расследованием займутся пожарные».
Официальные выводы уже вселяют опасение, что, по сложившейся традиции, никто не понесет наказания. Вообще удивительное дело: в одном месте в короткий период произошло два пожара, лесному хозяйству нанесен значительный экономический ущерб, природе - урон, люди едва не лишились своих домов, а виновных в этом нет. Или для более скрупулезных проверок необходимы жертвы? Неужели кто-то думает, что пока за уничтожение государсвенной собственности никто не несет ответственность, к ее сохранности будут относиться серьезно? Неужели ее перестанут ставить на один кон с личной выгодой? Так или иначе, но пока остается лишь ждать. Ждать, когда следствие определится между стеклом и поджогом, хотя может случиться и так, что новая экспертиза даст совершенно иные результаты.
- 1 В Татищевском районе водитель самосвала погиб в ДТП с другим грузовиком
- 2 Глава Лысогорского района ушла в отставку после критики губернатора
- 3 Павел Сурков раскритиковал проспект Столыпина: Грязь, пыль, искусственные цветы
- 4 В Солнечном трамвай сошел с рельсов и столкнулся со столбом
- 5 Ремонт дорог в Саратове. Облдума указала на неэффективное расходование средств
- 1 Главе Петровского района угрожают фейками из-за отказа «сотрудничать» за гешефт
- 2 Жители Саратова обсуждают рост стоимости проезда на двух маршрутах
- 3 В зоне СВО погибли бойцы из Саратова и Ершовского района
- 4 Чернышевского снова закроют для транспорта. Троллейбусы остановят
- 5 Володин: В Саратове создадут новый авиазавод на месте старого