22 сентября 05:36 в Саратове +11,4°C
Доллар 63.71 Евро 70.02

Ответственность виновных в разграблении СГЭТ будет неотвратимой

История разбазаривания депо электротранспортного предприятия Саратова. Кто кому и что отдавал

09:41, 17 августа 2020

Фото: Блог Дениса Жабкина

10 августа председатель Госдумы Вячеслав Володин посетил Ленинское троллейбусное депо, где высказался о будущем отрасли городского электротранспорта. По словам спикера, СГЭТ, который в начале нулевых подвергся разграблению, должен быть спасен, а виновные наказаны. В качестве такого инструмента он предложил признать СГЭТ стратегическим предприятием, что оградит оставшуюся инфраструктуру от каких-либо посягательств. Вместе с этим редакция «Четвертой Власти» решила напомнить историю, как индустрию электрического транспорта в Саратове начали кромсать на куски ради земли под застройку жилой и коммерческой недвижимости.

«Надо посмотреть, на каких основаниях это стратегическое предприятие взяли и разбазарили», — призвал председатель Госдумы. В качестве примера, когда государство забирает обратно народную собственность у нерадивых «отжимателей», Володин напомнил про историю авиационного завода в Заводском районе Саратова. 

Володин имел в виду уже многими забытую историю, как у СГЭТ оторвали Ленинское трамвайное депо №3, самые лакомые куски которого ушли под многоэтажную застройку в интересах обогащения мутных застройщиков.

Ленинское трамвайное депо № 3, чьи останки сейчас покоятся в округе 2-го проезда Блинова поселка Солнечный, начинает свою историю еще в прошлом веке. Оно было построено в 1984 году, в июне того же года введено в эксплуатацию. Тогда оно являлось самым крупным и современным депо в городе. Находилось в собственности СГЭТ до 2012 года, а вот закрыто и заброшено в 2000-х. Его последним днем можно считать октябрь 2001 года. До 2007 года оно еще выполняло функцию вагоноремонтного, до конечной остановки «Улица Безымянная» курсировал один вагон с интервалом раз в час.

После 2007 года было окончательно расконсервировано и выведено из эксплуатации. Как следствие, подверглось многочисленным разорениям, грабежам и актам вандализма. Трамвайная ветка на улицу Безымянную была разобрана, в связи с чем все вагоны 11 маршрута стали разворачиваться на кольце «6-й квартал».

«Вторая жизнь» территории депо началась в 2012 году, когда территорию депо перевели из категории «транспортной инфраструктуры» в «жилищное строительство». На общественных слушаниях 2013 года территория депо переведена из разряда «объекты транспортной инфраструктуры» в разряд «жилищное строительство». 30 декабря 2013 года администрацией города было выпущено постановление №3523, согласно которому участок под депо уходит «под строительство многоквартирных домов (от 6 этажей и выше). А в июне 2016 года опубликовано постановление о подготовке проекта планировки территории с последующей застройкой. По состоянию на 2017 год все здания депо снесены, территория застраивается жилыми домами.

Первым, кто начал колоть саратовское «надземное метро», стал генеральный директор СГЭТ Геннадий Кочетков, занимавший эту должность с 1997 по 2005 годы. Далее знамя «прихватизации» подхватил директор  МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков. Он, собственно, последний гвоздь и забил. Но в чьих интересах?

Старожилы саратовской политической тусовки знают, что Виньков давно водит дружбу с закулисным воротилой строительного бизнеса, а по совместительству депутатом Саратовской областной думы Сергеем Курихиным. Более того, считается что этот бизнесмен-депутат контролировал и опекал директора муниципального предприятия, и в последнее время пытался вновь вернуть его на утерянную должность.

Виньков-то как раз и благословил разрушенные помещения СГЭТ под снос, аргументировав, что держать их на балансе городской казны нецелесообразно. А в 2012 году с разрешения депутатов городской думы участки земли были преобразованы в разрешенные под строительство.

Погреть руки на распиле построенной при Советах собственности – любимое развлечение саратовских застройщиков. Ведь точечная застройка в центре оборачивается давлением общественности, а сейчас она еще и запрещена, а осваивать пустыри за городом - дело дорогое. Промежуточный и самый выгодный вариант – территория предприятий, что находятся не в центре города, но к которым, тем не менее, подведены все коммуникации. 

В чьих интересах ушли земли депо, можно судить по тому факту, что на них выросли два новых микрорайона — жилкомплексы «Олимп» и «Олимпийский», подрядчиком строительства которых выступает структура депутата Саратовской областной думы Леонида Писного ЗАО «Саратовоблжилстрой». Кроме того, «Олимпийский» застраивал и компания ООО «Исток», учредителем которой является тот же Писной и некий Погосян Бахтияр Александрович.

Кстати, стоит отметить, что участок под строительство «Олимпийского» преобразовался в категорию зоны многоэтажной застройки одновременно с изменением использования под аналогичные цели территорий, некогда принадлежавших депо.

На этих землях строится микрорайон Ласточкино. Также Писным и его «дочками».

По имеющееся информации, участки Ленинского трамвайного депо получили фирмы, связанные с Курихиным. Он же является ключевым партнером Писного в холдинге «Саратовоблжилстрой».

***

Еще одной болезненной для СГЭТ вехой можно считать историю с долгом «Россельхозбанку», из-за которого предприятие чуть не лишилось существенной части своего имущества. В 2017 году муниципальное предприятие проиграло иск банку на 87 млн рублей. От СГЭТ требовали вернуть долги по двум кредитам. Расплачиваться было решено объектами недвижимости. «Россельхозбанку» должно было отойти Ленинское троллейбусное депо на ул. Буровой, 1: восемь зданий плюс право аренды земельного участка под этим депо площадью 35,1 тыс. кв. м. Кроме того, МУПП чуть не расстался и с трамвайным депо в Заводском районе на улице Усиевича.

Кстати о том, что МУПП заложи­ло банку два депо еще в 2013 году, стало известно в сентябре 2015 года. Предприятие, как и сейчас, тогда находилось в кризисном состоянии, и год от года сумма задолженности только росла. Однако в последний момент собственность предприятия удалось спасти. В том же 2017 году арбитражный суд удовлетворил ходатайство муниципального предприятия о предоставлении рассрочки по выплате долга. Транспортное предприятие должно расплатиться с кредитором до конца 2020 года. По факту выплата долга легла на плечи бюджета, так как предприятие все еще работает в убыток.

Генеральный директор предприятия Владимир Прохоров, который вступил в должность в декабре 2019 года, в беседе с журналистом «Четвертой Власти» заявил, что в этом году все долги перед банком закроются.

«У нас есть дополнительное соглашение с банком. После тяжелых переговоров они нам снизили процентную ставку, и мы по графику платежей идем. В декабре этого года мы этот кредит полностью закрываем. Имуществу СГЭТ ничего не угрожает. Долг погашался за счет внутренней прибыли и за счет помощи областного и городского бюджетов», - рассказал Прохоров.

***

О дальнейших возможных поползновениях на имущество СГЭТ Прохоров выразился однозначно: «При мне такого не было и не будет».

Заместитель директора по связям с общественностью Павел Кузнецов рассказал о попытке притязания на землю Кировского трамвайного депо. Сейчас там рядом стоит частная медицинская клиника «Сова». По словам Кузнецова, притязании на землю были отбиты, но клинику все-таки построили «впритык».

«Они построили клинику, где стенка депо. Прямо прилепились к ней. Мы боролись, как могли, но нашей земли ни одного метра не было дано. Они хотели захватить часть земли, но не вышло, поэтому они просто прилепились к забору. Здание получилось очень узким и коридоры в нем неудобные, как раз по этой причине», - рассказал Кузнецов.

Павел Кузнецов как старожил предприятия сетует, что история разбазаривания Ленинского трамвайного депо №3 - трагедия.

«Его очень жалко, оно было самое новое, самое качественное, но его не успели достроить. При советской власти был проект делать трамвайный маршрут до начала Гуселки, а потом до Усть-Курдюма, чтобы весь этот район развивался. И если бы был построен трамвайный маршрут, то город бы развивался в том направлении. Он и так туда и пошел, но уже без трамвая», - заключил Кузнецов.

Сейчас ситуацию в Кировском депо опять мутят, используя втемную работников предприятия и в открытую членов красной партии. Интересанты известны. И они в данной статье названы.

***

Историю разграбления СГЭТ можно сравнить с греческой трагедией, ведь ради сиюминутных финансовых интересов ушлых дельцов было обрезано предприятие.

Сейчас это предприятие имеет шанс стать стратегическим. Из посыла Володина мэр Саратова Михаил Исаев обратился в областные правительство и думу с просьбой наделить МУПП «Саратовгорэлектротранс» статусом стратегического, системообразующего предприятия. Нет сомнений, что просьба будет удовлетворена.

Запускается проект скоростного трамвая. Электрический транспорт – это путь в будущее, как отметил Вячеслав Володин.

А вот что делать с прошлым? Что будет с причастными к разбазариванию? На этот вопрос Володин ответил: «Ответственность для таких охотников до народного достояния все-таки придет. Даже если кажется, что про те события все забыли. Надо посмотреть, кто принимал решения, и сделать это во всех инстанциях. Они должны понимать, что когда они продают свою родину, тем более вот так вольно трактуя закон, то ответственность неотвратима, когда бы она ни пришла», - заключил Володин. Он имел ввиду и раздербанивание СГЭТ, и приватизацию САЗа с последующим его уничтожением.

По ликвидации депо, изъятия его земель нужно проводить прокурорскую проверку, а потом расследование СУ СК. Так же, как это сейчас происходит по расследованию незаконных схем раздачи земли под жилищное строительство в Саратове. Воля на это есть и политическая, и правоохранительная. Так что Володин знает, когда говорит: «Ответственность будет неотвратимой».

При подготовке статьи использовались материалы и фотографии блогера Дениса Жабкина 

 

вячеслав володин, леонид писной, михаил исаев, сгэт, сергей курихин, транспорт

10 комментариев
В Саратовской области продлили ограничительные меры из-за коронавируса

В Саратовской области продлили ограничительные меры из-за коронавируса

В Саратове СК требует отстранить министра транспорта Зайцева от должности

В Саратове СК требует отстранить министра транспорта Зайцева от должности

Коронавирус. В саратовских аптеках пропали ртутные термометры

Коронавирус. В саратовских аптеках пропали ртутные термометры

Популярное
наверх