26 апреля 23:49 в Саратове +19°C
Доллар 63.71 Евро 70.02
vk twitter facebook rss

Обратная сторона войны

Молодое поколение россиян носит георгиевские ленточки, знает, что такое Рейхстаг и Курская дуга, гордится своими героями. Вот только что происходило в 40-е годы XX века в их городе Саратове, на родной улице, известно немногим

09:40, 13 мая 2010 Автор: Сергей ЩУКИН

Многие события Великой Отечественной войны остаются в тени, за пределами всеобщего ликования и патриотического восторга. Молодое поколение россиян носит георгиевские ленточки, знает, что такое Рейхстаг и Курская дуга, гордится своими героями. Вот только что происходило в 40-е годы XX века в их городе Саратове, на родной улице, известно немногим.

Это и понятно: нынче войну изучают по фильмам, а Михалков и Бондарчук вряд ли соблазнятся снимать кино про жизнь в тылу. Скучно. На моих глазах двое вполне интеллигентных на вид молодых людей до хрипоты спорили на тему, бомбили ли Саратов во время Великой Отечественной. Ответить на этот и другие вопросы решила администрация города. С 5 по 8 мая власти организовали бесплатные экскурсии по «боевым» местам Саратова. Наш корреспондент участвовал в одной из таких поездок.

Жителям и гостям областного центра предлагались две экскурсии на выбор: «Саратов – город прифронтовой» и «Все для фронта, все для Победы». Для тех, кто хотел их совершить, администрация выделила несколько автобусов, снятых с маршрутов №11 и 90. Транспорт должен был отъезжать от памятника Чернышевскому каждые полчаса, однако желающих оказалось так много, что водители отправлялись в путь раньше срока. В это время сидящие за столиками девушки в мегафон призывали прохожих посмотреть на Саратов времен войны. Именно так в автобусе оказалась Анна Ивановна – гуляла по проспекту и услышала призыв. «Хотя я прожила здесь всю свою жизнь, я не помню город во время войны, так как была тогда совсем маленькой», - сказала она. Для нее экскурсия – возможность узнать другой Саратов. Впрочем, основными пассажирами автобуса стали молодые парни и девушки. К транспорту они часто подходили стройными рядами в сопровождении людей средних лет, из чего можно было сделать вывод, что предстоящая поездка – не их инициатива. Это подтвердил и студент СГАУ Саша. На вопрос, заставили ли его сюда идти, он, улыбнувшись, ответил: «Типа того».

В роли гида выступила студентка Института истории и международных отношений СГУ Марина. Несмотря на волнение, она довольно живо рассказывала об истории города. Хотя не обошлось и без недоработок. Через полчаса поездки стало понятно, что автобусы с огромными, наглухо закрытыми окнами плохо подходят для полуторачасовой экскурсии, когда на улице больше 28 градусов. Пассажиры обмахивались платками и кепками и поначалу даже не смотрели на проплывающие мимо исторические здания. Женщина с маленьким ребенком, видимо  не выдержав духоты, попросила высадить ее в центре. Но затем на улице стало прохладнее, заморосил дождь, и на лицах людей появилась заинтересованность.

Несколько удивил и маршрут экскурсии. Автобус долго петлял по центральным улицам, останавливаясь лишь у двух памятников: труженикам тыла (подарен городу Краснодарским краем и открыт 5 мая нынешнего года) и героям-жителям Октябрьского района. Этот монумент тоже можно назвать «новым»: многие годы он находился в запустении, пока о нем не вспомнили и не отреставрировали в 2009-м. 

* * *

В целом же экскурсия получилась насыщенной. Наша область была вовлечена в войну с первых дней, сюда эвакуировали многие учебные заведения и заводы из Центральной России. А позже, в 1942 году, саратовцы оказались в непосредственной близости к фронту – фашисты подошли к Сталинграду. Очень многие дома в центре Саратова имеют свою «военную» историю. В самых больших и просторных зданиях в годы Великой Отечественной устраивались эвакуационные госпитали. В городе их было более 80, здесь размещалась каждая десятая больничная койка в стране. Местные врачи вернули в строй свыше 300 тысяч солдат и офицеров, 25 тысяч человек нашли покой в саратовской земле. Вузы и училища брали шефство над госпиталями, сотни студенток постоянно дежурили у постелей раненых. 

Затем экскурсионный автобус объехал вокруг Троицкого собора. В 1942 году по указке Сталина в стране возобновилась церковная жизнь, и этот храм стал местом для сбора пожертвований. За годы войны саратовцы пожертвовали фронту более 300 млн рублей. Эти средства пошли на оснащение эскадрилий и танков. Интересно, что иконы из собора на время войны перенесли в Краеведческий музей, и жители Саратова ходили туда молиться за своих родных.

* * *

После стояния в традиционных центральных пробках автобус въехал в Заводской район. Экскурсовод Марина продолжала рассказывать, что в годы Великой Отечественной многие саратовские предприятия выпускали военную продукцию. Так, нынешний «Ликсар» делал бутылки с зажигательной смесью, а подшипниковый завод единственный в стране изготовлял подшипники для танков. Авиационный завод поставил на фронт  более 13 тысяч самолетов ЯК, самых маневренных истребителей Второй мировой. Мебельная фабрика делала пропеллеры и прочие деревянные части для самолетов. Предприятия Саратова работали с удвоенной силой, людей не хватало. На заводы спешно набирали подростков, которые трудились у станков с утра и до поздней ночи.  

На улице Чернышевского перед взорами участников экскурсии предстала зенитка – памятник защитникам саратовского неба. За годы войны на наш город было 25 авианалетов, немцы бомбили железнодорожный мост, «Крекинг» и нефтебазу. Местные службы ПВО сбили 16 вражеских самолетов, один из них до сих пор покоится где-то на дне Волги. История донесла до нас имя человека, который первым сбил самолет над Саратовом: 28-летняя Валерия Хомякова. Она была одной из «ночных ведьм», служила в авиагруппе легендарной Марины Расковой.

Далее в маршруте шла улица 53-й стрелковой дивизии. Это соединение, сформированное из саратовцев, сыграло важную роль в Курской битве. В числе первых оно форсировало Днепр. За успешное проведение этих операций 50 уроженцев Саратова получили звание Героя Советского Союза. Всего же официальными Героями стали 200 наших земляков.

Завершилась поездка у консерватории, которая, по словам гида, первые два года войны называлась Московской консерваторией им. П. И. Чайковского: сюда эвакуировали столичных музыкальных педагогов. Несмотря ни на что, в городе продолжалась культурная жизнь, в театрах шли спектакли. Сотрудники Саратовской филармонии формировали фронтовые бригады и ездили с концертами по госпиталям.

* * *

Из автобуса люди выходили слегка озабоченными. Еще бы, на полтора часа окунулись в другой Саратов. Они наконец  заметили памятные таблички на домах, монументы в скверах, вчитались в названия улиц. Кто знает, возможно, среди них находился будущий Михалков или Бондарчук, который однажды покажет людям эту обратную сторону войны.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться
В Саратове воду из шести родников признали небезопасной: ее нужно кипятить

В Саратове воду из шести родников признали небезопасной: ее нужно кипятить

На Азина в тройном ДТП с участием автобуса №18Д пострадал ребенок

На Азина в тройном ДТП с участием автобуса №18Д пострадал ребенок

Пьяный водитель «Мазды» заехал на проспект Столыпина и пытался скрыться от ДПС

Пьяный водитель «Мазды» заехал на проспект Столыпина и пытался скрыться от ДПС

Популярное
наверх