Что ждет учителей в новом учебном году и чего они хотят от властей
09:00, 2 октября 2025
Развитию системы образования в Саратовской области было посвящено выездное рабочее заседание комитета по образованию и культуре облдумы, которое прошло на базе школы №1 Базарного Карабулака. На него собрались педагоги из трех районов: Базарно-Карабулакского, Новобурасского и Балтайского. Оно было организовано по инициативе зампреда комитета Вадима Рогожина, который предложил обсудить проблемы и новшества образования с учетом предложений и опыта педагогов этих районов.
Ровно месяц назад Вадим Рогожин как депутат от одномандатного округа провел совещание по модернизации образования с директорами и учителями школ Базарно-Карабулакского района. Обсуждение прошло столь активно и продуктивно, что высказанные предложения народный избранник счел достойным рассмотреть на уровне думского комитета с участием министерства образования области, которое смогло бы применить их в своей методологической работе.
Замминистра образования Саратовской области Никита Вдовин рассказал о нововведениях в образовательной сфере, которые уже вводятся с начала учебного года или будут введены в следующем календарном году.
«Продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 часов в неделю. Разделяются понятия фактического объёма педагогической работы и учебной нагрузки, в которую входит только учебная работа (часы предусмотрены планом учебной деятельности).
На контрольные работы отводится не более 10% учебной нагрузки. Не очень хорошо, когда педагоги начинают уроки с контрольных или проверочных работ. Педагоги должны давать знания, а не проверять учеников. И на домашнее задание дети не должны тратить столько времени, сколько они тратят на изучение дисциплин в школе. Материал доводится с помощью типовых программ. Сейчас имеются конструкторы различных программ.
Мы создали горячие линии и чаты в соцсетях для связи с родителями. Работает региональный родительский комитет, с которым мы поддерживаем прямой контакт. Обсуждаем не только проекты, но и разъясняем вопросы, волнующие родителей. Например, как заполнять электронные дневники и журналы. Важно своевременно вносить данные, чтобы не было ситуаций, когда домашние задания появляются поздно вечером, что мешает графику ребенка», - сообщил Вдовин.
***
Представители педколлектива Базарно-Карабулакского района рассказали о своих новациях в методике образования. Так, Марина Семёнова, учитель русского языка и литературы из школы №1 Базарного Карабулака, рассказала о школьном проекте - о метапредметной конференции. Ее заметили на федеральном уровне, и она стала всероссийской.
«В нашей школе мы внедрили метапредметный подход в урочную и внеурочную деятельность. Метапредметные навыки важны для социализации детей и выбора будущей профессии. С 2015 года мы активно развиваем эту тему и достигли хороших результатов: у нас сильная методическая база, публикации, и мы вышли на всероссийский уровень. Мы сотрудничаем со школами Санкт-Петербурга, обмениваемся опытом. Ежегодно к нам приезжают директора и педагоги из разных регионов. В последний раз у нас было до 40 гостей. Но есть проблема: хотя у нас есть спонсоры и поддержка от муниципалитетов, нам нужна дополнительная материальная помощь. Метапредметная конференция проводится ежегодно 1 марта, и делегации приезжают не на один день, они хотят увидеть наш поселок».
Председатель комитета по образованию Юлия Литневская и Вадим Рогожин призвали минобраз рассмотреть возможность финансирования этого проекта, т.к. он не только полезный, но и повышает имидж области в сфере образования.
Рогожин также предложил сделать на базе опыта школы №1 и из проектов других школ области областную методологическую программу образования, которая сможет ввести Саратовскую область в передовики этой сферы.
Вдовин обещал донести эту просьбу и предложение до министра.
Так как в школах идет процесс сокращения количества уроков и сокращение нагрузки ученика по домашним заданиям, Вадим Рогожин обратил внимание на важность подачи более глубоких знаний в рамках одного урока.
«Учителю нужно давать знания, выходящие за рамки учебника. У ученика развито клиповое мышление. А это восприятие прямых образов и символов. В методике образования, считаю, что нужно фиксировать внимание ученика на образах и знаках, ключевых словах, давать опорные сигналы. Такими сигналами ученикам будет проще что-то запоминать. Есть прекрасная педагогическая методика Ильина, - сказал депутат. - Важно, чтобы учителя занимались самообразованием. Сейчас очень много методических идей, научных разработок, открытий, за ними нужно следить в интернете. Все учителя должны иметь высшую категорию, в особенности учителя из опорных школ. Сейчас около 50% имеют вышку по Базарно-Карабулакскому району, и это считается хорошим показателем. Но я считаю, что в опорных школах эту величину нужно поднимать, как минимум, до 75%».
***
На совещании так же обсудили проблемы получения средне-профессионального и высшего образования.
Юлия Литневская подчеркнула важность формирования у школьников положительного образа будущего: «Не стоит пугать детей тем, что без образования они будут работать на ферме. Важно, чтобы у них был позитивный взгляд на будущее. По данным ВЦИОМ, уже с 6 класса дети не видят перспектив и не знают, кем хотят стать».
Важной задачей властей Саратовской области является ликвидация дефицита учителей и врачей, особенно в районах. Нынешний контингент стареет, но молодые специалисты не спешат идти в села и райцентры. У школ куста районов, участвующих в совещании, есть позитивный опыт деятельности педагогических и медицинских классов, а власти районов могут похвалиться работой по целевым направлениям выпускников в вузы по востребованным специальностям.
Андрей Ерёмин, ректор СГМУ и депутат областной думы, обсудил с учителями целевое обучение в медуниверситете.
Елена Савенкова, начальник управления образования Новобурасского района выразила благодарность Еремину за организацию работы медицинских классов. Из них более 40% поступили в СГМУ.
Также успехами в работе медклассов поделились педагоги школы №1 Базарного Карабулака. Из района в СГМУ обучается 38 целевиков, в этом году поступило 8 человек. 7 ординаторов, 4 из которых являются целевиками.
Еремин чуть ли не впервые на думской площадке озвучил готовящееся решение - все бюджетные места сделают целевыми. Это, возможно, произойдет со следующего года. Исходя из этого, он призвал районных чиновников от образования уже сейчас, не дожидаясь 1 июня 2026 года, готовить заявку на количество квот по целевому обучению в медуниверситете и направлять ее в министерство здравоохранения области, и лучше их передавать из рук в руки, чтобы избежать «потерь». Также ректор-депутат анонсировал увеличение с будущего года штрафа за отказ от целевого обучения: с 1 до 3 миллионов рублей. Это, наконец, покончит с практикой, когда студент брал целевое направление, чтобы без конкурса поступить в вуз, а потом к выпуску собирал деньги, чтобы выплатить штраф ниже стоимости коммерческого обучения и не ехать в место прикрепления.
***
Вадим Рогожин предложил минобразу увеличить число бюджетных мест в колледжах и техникумах, так как там хотят учиться большинство выпускников 9-х классов, но места в большом количестве занимают дети бойцов СВО. Из-за этого высокий конкурс среди нельготников. А потянуть коммерческое обучение сельские семьи, которые, как правило, малообеспеченные, не могут. При этом есть большая потребность российской экономики в высококвалифицированных специалистах среднего звена. Этот казус нужно устранить к всеобщему удовольствию, считает депутат.
Вдовин согласился, что сдача ЕГЭ для многих сложна, но наш регион не вошел в пилотный проект, где те, кто уходит после 9-го класса, сдают только русский язык и математику.
«Пилотный проект прошел успешно, и у нас есть шанс запустить его в следующем году. Это будет долгожданным событием для многих учеников и учителей, так как увеличит количество бюджетных мест на востребованные специальности. Государство нуждается в технических специалистах, и есть ученики, которые предпочитают работать руками, стать, например, комбайнёром или электриком, - сказал замминистра. - Что касается увеличения количества бюджетных мест – это замечательная идея. Все желающие поступать в СПО должны поступать. В идеале мы должны создать все условия для обучения на бесплатной основе. Здесь есть финансовая подоплёка по созданию бюджетных мест. Я ваше пожелание зафиксирую и передам министру».
***
Вадим Рогожин поднял тему оплаты учителям. Недавно систему оплаты корректировали. В следующем году вновь будут изменения - проработана единая система оплаты труда, которая будет доведена до школ. Учителя предлагают повысить базовую ставку, оклад. Есть хорошая надбавка за классное руководство. Но на работу с тетрадями уходит много внеурочного времени.
«А еще учителям дома приходится заполнять электронные дневники, - сказал депутат. – Их введение как бы облегчает работу с отчетностью. Однако районные школы подключены к низкоскоростному интернету, поэтому их заполнять в урочные часы зачастую не получается. А их нужно заполнить до определенного вечернего часа текущего дня. Здесь минобразу так же нужно думать о проведении широкополосного интернета в школах».
Никита Вдовин приоткрыл завесу тайны: в следующем году планируется запустить масштабный национальный проект подключения всех школ к единой сети высокоскоростного интернета и оснастить их точками доступа Wi-Fi. В рамках этого проекта также предполагается ввести планшеты с доступом к электронной библиотеке учебной литературы. Это избавит детей от необходимости носить с собой тяжелые рюкзаки.
***
Раньше существовала проблема с оплатой у водителей школьных автобусов, которую решили доплатами к окладу. Но осталась проблема – оплата поваров в школьных столовых. Её вскрыли на совещании директора школ. Повара работают полный тяжёлый день с 6 утра. Если заболевшего учителя можно заменить, то с поварами сложнее. Он зачастую один в школьной столовой. Школы обучают за свои средства из числа технических специалистов, однако у поваров невысокая заработная плата и тяжёлый труд, поэтому на кухню работать идут неохотно. Поскольку школы переходят на собственное питание, необходимо повышать ставку на поваров, возможно, доплатой, как у водителей, – 5000 рублей. Также нет доплат за разрядность поваров, доплата есть лишь за вредность.
Депутаты также призвали этой проблемой заняться минобраз. Парламентарии с радостью внесут такие расходы в областной бюджет.
***
Юлия Литневская в ходе обсуждения несколько раз комплементарно подчеркивала роль учителя. «Кто главная единица в школе? Учитель!». И в конце завершила: «С чего начинается Родина? С учителя! Он несет картинку в твоем букваре».
- 1 В Саратове у чешской фирмы в собственность государства забрали турбазу «Разлив»
- 2 В Саратовской области начала действовать новая система оповещения населения о ЧС
- 3 В Питерском районе обнаружили тела трех человек
- 4 Сына депутата отправили в колонию за громкое ДТП в центре Саратова
- 5 Власти требуют демонтировать нецензурную вывеску общепита на Чернышевского
- 1 В Саратове чеченца при задержании уложили лицом на асфальт за угрозы ДПСнику
- 2 Диаспора осудила водителя «Мустанга» из Чечни после драки с ДПС в Саратове
- 3 Десантника из Новоузенска удостоили звания Героя России в 24 года
- 4 Охранное бизнес-войско «сотников» накрыло Саратовскую область
- 5 В Саратове на водителя «Форда» завели дело за агрессию в адрес инспектора ДПС















