Нас в селе оставляют умирать в своих постелях

Эти стенания жителей Балтайского района начались после обнародования планов по сокращениям в районной больнице

09:03, 26 ноября 2018

Министерство здравоохранения Саратовской области планирует провести оптимизацию расходов районных больниц. Эти медицинские учреждения должны представить свои предложения по сокращению стационарных коек и, соответственно, медицинского персонала.

Высвободившиеся средства планируется направить на дополнительное финансирование больниц в Саратове. Эти планы вызвали неоднозначную реакцию в районных больницах. А в Балаковской РБ привели к возмущению медицинских работников.

Коллектив Балтайской больницы обратился ко мне как депутату облдумы разобраться с проблемой и предотвратить сокращение хотя бы персонала. Не припомню случая, чтобы в больницах Саратовской области были микробунты из-за финансирования. А тут восстала чуть ли не половина больницы. На депутатский прием ко мне пришли 13 представителей коллектива РБ и пациенты.

Эта история началась с собеседований, которые провел минздрав с главврачами райбольниц во второй половине сентября. Там-то им и наказали сделать свои предложения по оптимизации. Насколько я понял, сокращения планируется провести в больницах малых и средних районов. Например, в моем Петровском округе, где пять районов, сокращения будут произведены в трех РБ. Петровский округ можно назвать среднестатистическим. Тут есть и города (Петровск), и малые районы (Балтайский и Воскресенский). Так что по нему можно судить о ситуации во всей Саратовской области.

В Новобурасской предлагают сократить 4 гинекологических и хирургических койки и перевести их в дневной стационар. В Воскресенской больнице – сократить 14 коек в нескольких отделениях. В Балтайской – 8 коек. Более развернутую карту сокращений я покажу на примере последней больницы.

Балтайская больница предоставила справку о возможности сокращения двух хирургических, трех терапевтических коек, а три круглосуточные гинекологические перепрофилировать в стационаро-замещающие. Из четырех терапевтических участков по району сократить один. В результате сократить два сотрудника и еще трех санитарок. А санитарок фельдшерско-акушерских пунктов перевести в уборщиц. Также «для оптимизации расходов» снизить доплаты за совмещение должностей. Итого экономия составит аж полтора миллиона рублей!

Стоит ли из-за такой сравнительно ничтожной суммы вызывать социальное напряжение в Балтайском районе и снижать качество медицинского обслуживания — я и попытался разобраться.

Позиция медперсонала больницы и пациентов

На депутатском приеме работники больницы меня заверили, что у них в реальности нет коек под сокращение. Это мне говорил и уже теперь бывший главврач Кирилл Куляев еще до моей поездки в Балтай. И он об этом доложил в министерство. Там с ним якобы не согласились и обязали представить предложения по сокращению. И это он вынужден был сделать. Об этих предложениях я написал выше.

В письме коллектива Балтайской РБ написано: «С 2018 года по необъясненным причинам фондами социального страхования снижены объемы оказания медицинских услуг по сравнению с 2016-2017 гг, что также ведет к сокращению койка-мест». Хотя, как говорится в письме, в 2016-17 гг на круглосуточных койках было 878 «пролеченных случаев». А в 2018 г — 769 «пролеченных случаев».

Фонд обязательного медицинского страхования не оплачивает лечение тех болезней, на которые у больницы нет соответствующей лицензии. Т.е. людей все равно из-за безвыходности лечат, но эти затраты территориальный ФОМС не возмещает.

Пояснения в коллективном письме:

«В Фонде создается протокол ошибок, где такие нозологии как острый и хронический пиелонефриты у взрослых и детей (N 11.9), дорсопатия (остеохонодроз ) позвоночника (М 42 ), хроническая ишемия головного мозга  (I 67.8 ), острое нарушение мозгового кровообращения (I 64), острый коронарный синдром (I 20.0), острый инфаркт миокарда (I 21) и т. д. не входят в перечень разрешенных к лечению в данной РБ, так как на ее базе не имеется специализированных отделений.

Таких пациентов предложено лечить в областных клинических больницах, где зачастую отсутствуют свободные места.

Многие, учитывая материальные и физические затруднения, не имеют возможности выезжать за пределы района в консультативные центры, где в свою очередь областные специалисты рекомендуют получить курс лечения по месту жительства в стационаре с вышеуказанными диагнозами, не подлежащими лечению в РБ  в соответствии с приказом МЗ РФ от 17.05.12 № 555».

Терапевты, с которыми я общался в Балтае, уверяют, что их профессиональных навыков и образования хватит, чтобы лечить многие из вышеперечисленных заболеваний. Но им не дают это делать. Вернее, они лечить могут и их за это, скорее всего, не накажут, если не будет жалоб, но оплачивать работу не будут. В результате, например, терапевт Оксана Селькова при фактически полной нагрузке работает на полставки. То есть она в прямом смысле врач милосердия, т.к. лечит из доброты душевной, а не из-за денег. Это один пример. Но он характерен, как я понял, для всех районных больниц.

При этом главврачи жалуются, что врачи уезжают из их больниц в областной центр. Так, например, из новобурасской райбольницы недавно уехали гинеколог и хирург. Оба — молодые специалисты, отработавшие по программе «Сельский доктор». Их еще называют одномиллионниками, по размеру социальной помощи за то, что они приехали в село или поселок. Т.е. в государстве думают, что 1 млн рублей — это достойный подъемный капитал для молодого врача.

Почти во всех райбольницах вакансии. Причем во многих случаях вакансии такого важного и необходимого специалиста, как анестезиолог. Без него, как все понимают, нельзя проводить операции под общим наркозом. Таких больных отправляют в областную или межрайонную больницы (в нашем случае - Вольскую)… Если довезут. 

Как говорили мне балтайские врачи, в областной больнице не всегда есть свободные места, и там рекомендуют лечить местных больных у себя или ждать несколько дней согласно некоего «листа ожидания». Их оставляют у себя, но ТФОМС лечение больнице не оплачивает. Хотя сразу отмечу, факты о нехватке мест в областных больницах и не принятии больных из районов в минздраве опровергли.

Жалобы балтайских медиков были и по зарплате. По официальным данным, средний медперсонал в Саратовской области получает в среднем 23 тыс. рублей. По факту в Балтайской больнице это 12-14 тысяч руб. Акушерка мне показала расчетку за сентябрь – 13349 руб.

«Как нам выжить на такие деньги? — возмущается санитарка Людмила Резаева. — Работаем на таблетки! И нас еще пытаются сократить или перевести в уборщицы!».

Пациентка больницы Маргарита Гусева была еще более категорична: «Идет преднамеренное истребление сельского населения. Делают все для того, чтобы мы никуда не жаловались и не ходили, и тихо умирали в своих постелях».

Гусева говорит, что ей пришлось с остеоартрозомом ехать в областную больницу, т.к. в районной эту болезнь не могут лечить, потому что нет неврологических коек. Пока ездила в Саратов, ожидая несколько часов автобус, простудилась, температура поднялась под 40 градусов.  «Поехала вылечить одно, заболела другим», — сетует сельчанка.

Она вспоминает своего знакомого односельчанина Александра Ревина, у которого в июне обострился перитонит, его повезли в областную больницу, но не довезли — умер по дороге. И здесь причина не в том, что сам поздно обратился, а в том, что тяжело из сел добраться не то что до Саратова, даже до райцентра.

***

Как я понял, в районных больницах большему сокращению будут подвергнуты гинекологические отделения. Именно большинство его работников: акушерок и санитарок (гинеколога в Балтае своего нет, он работает на несколько районов) - пришло ко мне на прием. Причина планируемого сокращения — роженицы не могут рожать в райбольнице. Там не могут даже делать операции по чистке, т.к. нет анестезиолога. Роженицы там лежат, сохраняются, ожидая, когда их отправят в областной перинатальный центр. А ведь некогда в Балтае был свой роддом.

Кстати, вспомнился мне случай. Один мой знакомый рассказывал, что недавно его сестра из городка в Правобережье сама отправилась в межрайонную больницу рожать. Она сама села за руль, доехала и родила.

Гинекологические места в райбольницах сокращают, потому что нет возможности там принимать роды и делать аборты. Официальная причина — меньше людей обращаются за этой помощью, койки простаивают, поэтому нужно их сократить.

Но то, что рожать перестали меньше, – это не причина для сокращения гинекологических отделений в больницах. Это мы уже проходили с детсадами. Их в Саратовской области посокращали в начале нулевых из-за падения рождаемости в 90-х. А после того, как рождаемость возросла, детей некуда стало отправлять — многие здания детсадов были распроданы за бесценок. Если президент ставит как государственно приоритетную задачу повышение рождаемости и «перезагрузке демографической программы», то настанет момент, когда образуется очередь и в роддомах в областных центрах. В то же время легкие роды можно было бы, как прежде, принимать в районах. А с патологиями и серьезными случаями отправлять перинатальные центры.

***

Еще одна форма лечения — на дому. Переводить койки на дневной стационар также затруднительно и негуманно, считают в Балтайской больнице. Ведь там пациенты не только жители Балтая, но и других 29 сел района. То есть предлагается этим жителям без транспорта по бездорожью ездить ежедневно днем на капельницы и на другие медицинские процедуры в районный центр и возвращаться обратно. Им даже до близлежащего ФАПа добраться порой затруднительно. Остается только домашний стационар. Либо самому себе систему ставить, либо закидываться таблетками.

Говорят, что сверху пошли рекомендации, чтобы пациентов с легкими формами и стадиями болезни не класть на круглосуточный стационар, лучше и на дневной в больницу не класть, а отправлять лечиться домой (стационар на дому). Это называется «Организация стационарозамещающих форм медицинской помощи населению». Эти рекомендации сформулированы и приняты Минздравом России и ФОМС еще в 2002 г. Помните это, как говорят депутаты-коммунисты, «людоедское время», когда пошла кампания по России по оптимизации здравоохранения? Когда сокращались ФАПы, медперсонал, был дефицит лекарственных препаратов в больницах? Похоже, отчасти, эти времена возвращаются в здравоохранении, несмотря на прямо противоположные указания и указы президента Владимира Путина.

***

Знаете, в рамках какой программы происходит вся эта оптимизация? Вы сейчас, как и я, тоже впечатлитесь. В соответствие с Программой государственных гарантий оказания медицинской помощи населению. Цинизм, скажите вы? Так в областном минздраве и территориальном управлении Фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не считают. И дают свои аргументы.

Позиция ТФОМС

В общем, как я понял, ФОМС, который оплачивает расходы больниц по факту выполненной работы по лечению больных, дает установки снижать расходы сельских и районных лечебных учреждений, а высвободившиеся средства направлять на дополнительное финансирование областных больниц и клиник. И это несмотря на то, что бюджет Территориального ФОМСа год от года растет. В проекте бюджетов на 2019-2020 годы он ежегодно будет возрастать на около 2 млрд руб. Куда пойдут эти деньги? На увеличение финансирования областных больниц? А расходы районных продолжат сокращать?

Вот ответ директора ТФОМС Андрея Саухина на мой вопрос, заданный на заседании облдумы по данной проблеме:

«На протяжении последних 5 лет тарифы обосновывались с участием территориального фонда. Мы со своей стороны ставили приоритет на больницы и поликлиники, которые уязвимы. Это в основном районные больницы в сельских территориях, так как там врачей должно быть по нормативу. Там себестоимость лечения одного больного была выше, чем в крупных городах (Саратов и Энгельс). За счет тарифной политики мы формировали финансовую обеспеченность сельских больниц. В 2018 году сделали упор на соблюдении рекомендаций федерального фонда, который требует принятия повышенных тарифов для больниц крупных городов. Потому что в таких городах больницы, как правило, более высокого уровня. А для больниц и поликлиник в сельских районах тарифы установлены на меньшем уровне. Возникает такая диспропорция. Я с этим боролся предыдущие 5 лет, а в этом году при проектообразовании другие тарифы выбирает областной минздрав. По нашей информации, это ведет к тому, что сельские больницы стали малообеспеченными в финансовом плане. А затраты никуда не делись – зарплаты врачам и остальному персоналу надо повышать, ТЭР надо оплачивать.

В результате сложилась такая ситуация, что денег для районных больниц стало меньше, но и городские нельзя обижать. И началась разъяснительная работа с главврачами сельских районных больниц, чтобы уменьшали объемы, оптимизировали затраты и расходы. Я считаю, что такой вопрос нужно задать нашему областному минздраву».

То есть Саухин всю ответственность возложил на областной минздрав. Что же делать? И я обратился за разъяснениями к министру здравоохранения области Наталье Мазиной.

У меня состоялся долгий разговор с министром. То, как я понял проблему с ее слов, – изложил своими словами. Но этот текст не был одобрен министром. Министерство представило свой официальный ответ на заданные вопросы. Из-за того, что согласование затянулось, была отложена и данная публикация.

В результате я решил сделать так. Представлю проблему, как я ее понял, а после своей статьи размещу официальный комментарий минздрава области. Правильно ли я понял, оценку пусть сделают врачи и пациенты.

Оптимизация здравоохранения области: рентабельность и отдача?

Программой государственных гарантий оказания медицинской помощи населению предусмотрены понятия рентабельности больничного места.

Согласно определенным минздравом стандартов, рентабельным считается загрузка койки 320 дней в году. 270 дней — это критический уровень, после чего предусмотрены сокращения. В Балтайской больнице загруженность коек в отделениях, где предусмотрены сокращения, в среднем 126 дней.

Если койки не заполняются больными, их нужно сократить. Или переводить на дневной стационар.

Если койки сокращаются и работают не в суточном режиме – нет необходимости содержать лишнее количество медсестер и санитарок. Они же в ночную смену по графику уже не работают. То есть четкая установка: с каждой единицы медперносала должна быть отдача.

Высвободившиеся средства перераспределяются на увеличение финансирования больниц с полной загрузкой койко-мест. Это городские больницы.

***

Больницы разделяются по уровням. 1 уровень — это районные больницы. 2 уровень – межрайонные, расположенные преимущественно в малых городах (Вольск, Балашов и т.д.). 3 уровень – больницы и клиники в крупных городах (Саратов). Минздрав ввел порядок, по которому больницы 1 уровня не могут оказывать высококвалифицированную медико-санитарную помощь, а только первичную по пяти профилям.

Проще говоря, насколько я понял, такая помощь оказывается преимущественно терапевтами, педиатрами, акушерами. В некоторых случаях при их наличии — другими специалистами. В их задачу входит осмотр больного, определение диагноза, рекомендации по лечению, контроль за его состоянием. Если болезнь принимает острую форму, больной направляется в городскую больницу 2 или 3 уровня.

Коль райбольницы не могут оказывать высококвалифицированную медико-санитарную помощь, им не дают лицензии на лечение сложных видов болезней, не предусмотрены в штатном расписании врачи-специалисты по данным видам болезней.

Что касается жителей близлежащих сел и удаленных деревень, здесь минздрав проводит программу развития так называемых домашних хозяйств. Это когда в деревне находится человек, который следит за состоянием здоровья односельчан. Обходит дома. У него имеется аптечка с минимальным набором лекарств, тонометр. Ему оплачивается телефон. На такую работу охотно идут почтальоны, которые в районах работают зачастую на полставки. Они все равно ходят по домам. А тут сопутствующий дополнительный приработок.

Более подробно читайте в официальном комментарии минздрава.

***

Отдельной проблемой для минздрава является незаполняемость вакансий врачами в районных больницах. Даже на должность замглавврача бывает трудно найти опытного и квалифицированного специалиста. Здесь никого силком не затолкаешь. Даже одним миллионом, как сказано выше, не заманишь. В современном мире комфорта нужны более весомые преференции и предложения по матобеспечению, так что без пересмотра программы «Сельский доктор» в части увеличения финансирования вряд ли кадровый дефицит в районных больницах решишь.

Итоги и выводы: медицина в районах требует реанимации

«Подводя итог вышесказанному, грядущие перемены однозначно негативно скажутся на качестве жизни населения БМР», - пишут мне медработники Балтая. И с этими выводами не могу не согласится.

Делая выводы, сразу отмечу, что позиция саратовского минздрава не самостоятельна и опирается на установки Минздрава РФ. Там создаются программы, порядки, методические рекомендации, подзаконные (так и хочется написать «внезаконные») акты, по которым надлежит действовать региональным министерствам и департаментам здравоохранения и создавать по аналогу с федеральными свои региональные программы.

В Минздраве России есть четкая установка: с каждой единицы медперсонала должна быть окупаемость. Поставлена задача недорабатывающий медперсонал переводить на другую работу. Как я писал выше, в случае Балтайской больницы высвободившихся санитарок планируется перевести в уборщицы. А медсестер — в санитарки? А на врачей повесить еще и работу медсестер? Они же, врачи, недорабатывают, работают на полставки. Вот это была бы правильная оптимизация. Остается тот, кто больше работы на себя возьмет при скромной доплате. Остальных – вон.

Получается, что медицинское учреждение приравнено к коммерческому. Как в банке, если клиентов мало – персонал сокращается, чтобы минимизировать убытки. Но больница — это госучреждение, а не компания по извлечению прибыли. Ее задача своевременно и качественно оказывать медицинскую помощь вблизи местожительства пациента. И здесь критерии окупаемости, медперсонала и коек неприемлемы.

Если это такой принцип оптимизации больниц Минздрава, то пересмотр Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи стоит рассматривать даже не в Госдуме, а в Совете безопасности. И там такое понимание есть.

***

Оно есть у председателя Госдумы Вячеслава Володина

По иронии судьбы так совпало, что через несколько дней после того, как были проведены областным минздравом области собеседования с главврачами районных больниц, 2 октября в Саратовскую область приехал Вячеслав Володин. На следующий день он нанес визит в Перелюбский и Ивантеевский районы, где рассматривал вопросы развития социальной сферы в удаленных районах области, в частности, школ и больниц. Сделал точные заключения и раздал четкие указания.  Осмотрев больницы и пообщавшись с медперсоналом, он заключил: «В Саратовской области необходимо разработать отдельные нормативы по количеству койко-мест в больницах отдаленных районов». Т.е. его позиция о поддержании здравоохранения в районах, особенно удаленных, не совпадает с позицией минздрава. Не сокращать, а развивать. Вот его основной посыл. Благодаря его новому больничному проекту у сельских территорий появятся новые возможности развития. В результате его визита больницы Перелюбского и Ивантеевского районов получат новых специалистов, автомобили скорой помощи, аппараты. Такой пример он дал минздраву. Володин сделал свой вклад, дальше действовать должны чиновники от медицины.

Жители отдаленных районов и жители областного центра должны иметь равные возможности по медицинскому обеспечению. Этот постулат должен быть основой новой Программы госгарантий медицинской помощи населению, которую нужно пересматривать.

***

Здесь акцент делается на понятие уделенные районы. Но понимания, что считать удаленными, нет. Саратовская область растянулась с востока на запад примерно на 650 км. И Саратов в центре. То есть 300 км от областного центра - это однозначно удаленный район. А 140 км, как Балтай? В минздраве считают, что уже нет. Близко. Два с половиной часа езды на автомобиле – это близко? В Сибири, наверное, да. Но я считаю, что Балтай уже удаленный район. Перелюб в 150 км от Балакова, куда отвозятся больные этого поселка. И Перелюбский считается удаленным районом.

Можно спорить о километраже удаленности, но проблему недообеспеченности районов медпомощью нужно решать. Тем более, что это установка нашего главного земляка.

Несмотря на федеральный медицинский диктат, в регионах должны находить способы не ухудшать качество медицинского обслуживания и оказывать своевременно медицинскую помощь. То, что больной живет в далеком селе, — это не его проблема, а проблема власти в лице минздрава и районной администрации. Он не должен лечь и тихо умереть в своей постели, не имея возможности добраться до городской больницы.

Вот об этом должны задуматься и принимать меры минздрав, ТФОМС, зампред по социалке во главе с самим губернатором. Не надо кивать и ориентироваться на Москву. Пусть их коммунисты обвиняют в «людоедстве», у нас в Саратовской области должно быть исключительно милосердие.

Вадим Рогожин, с пожеланием здоровья

Комментарий Министерства здравоохранения Саратовской области

В соответствии с положением о министерстве ежегодно в преддверии формирования Программы на будущий год и последующий плановый период проводятся собеседования с главными врачами. Целью собеседований является анализ выполнения установленных объемов медицинской помощи в текущем периоде, контроль эффективности расходования финансовых средств, выполнения целевых  показателей, характеризующих медико-демографическую ситуацию в муниципальном районе.

Министерством проводится работа по приведению объемов медицинской помощи в соответствие с федеральными нормативами. Однако, до настоящего времени объем стационарной помощи превышает федеральный норматив (в 2018 г. -  на 4,5%). Одной из причин повышения является необходимость сохранения доступности медицинской помощи жителям отдаленных районов области с низкой плотностью населения и наибольшим числом жителей старше трудоспособного возраста.  

Главной задачей учреждений первого уровня (районные больницы), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях по 5 основным профилям,  является выявление заболеваний на  ранней стадии, своевременное лечение в рамках утвержденных видов деятельности, а также своевременная доставка пациента для оказания квалифицированной медицинской помощи на уровне областного центра.

Медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования оплачивается в соответствии с уровнем учреждения, который устанавливается нормативными правовыми документами.

При отсутствии достаточного числа врачей-специалистов, врачебная функция которых является основным источником дохода для учреждения, основной объем средств, поступающих за оказанную медпомощь, направляется на оплату труда медицинских работников.

В целях приведения объемов медицинской помощи к федеральным нормативам и эффективного использования ресурсов (коечный фонд, штаты и т.д.) проводятся консультации с медицинскими организациями области, рассматриваются меры, направленные на сохранение качества и максимальной доступности медицинской помощи для сельского населения, а также минимизацию возможных негативных последствий от управленческих решений для работников учреждений.

В каждой медицинской организации вопросы рассматриваются в индивидуальном порядке с учетом специфики их деятельности.

Для снижения социальной напряженности в трудовых коллективах  проводятся обсуждения данных вопросов на встречах руководителей и представителей министерства здравоохранения области с коллективами учреждений, в т.ч. личных, в ходе встреч с представителями Общественного совета при министерстве здравоохранения области с участием пациентских организаций, представителями муниципальных советов, депутатского корпуса муниципальных районов области, профсоюзных лидеров.

Медицинская помощь населению области оказывается в полном объеме в соответствии с потребностью в рамках Территориальной программы.

Вопрос о ликвидации медицинских учреждений в сельской местности не стоит.

***

При наличии у пациентов состояний, требующих экстренной госпитализации в областную клиническую больницу, госпитализация в ОКБ осуществляется незамедлительно, в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи и маршрутизацией.

Плановая госпитализация осуществляется строго при наличии оформленного направления от врача по месту жительства и в сроки, установленные территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Саратовской области.

***

Для привлечения медработников в государственное здравоохранение и снижения дефицита кадров в Саратовской области реализуются программные мероприятия, осуществляется целевая подготовка специалистов, оказываются меры социальной поддержки в рамках областных законов:

- выделение жилья медработникам (ежегодно в среднем по 20 человек);

- ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (более 4,9 тыс. медработников);

- надбавка к окладу в размере 25% за работу в сельской местности (более 2,5 тыс. медработников);

- социальная поддержка за первый год работы в размере 40 тыс. руб., за второй год работы – 35 тыс. руб., за третий год работы – 30 тыс. руб. (врачам по наиболее востребованным специальностям) (с 2012 по 2018 г. - 402 врача);

- компенсация расходов на оплату процентов по ипотечным займам на приобретение жилья (врачам по наиболее востребованным специальностям) (с 2012 по 2018 г. - 48 врачей).

Администрации районных больниц компенсируют сотрудникам расходы за аренду жилого помещения за счет средств, полученных от иной, приносящей доход деятельности (48 медработников).

С 2012 по 2017 гг. в рамках реализации проекта «Сельский доктор» заключено 302 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 1,0 млн рублей с врачами, трудоустроенными в рабочие поселки и сельскую местность 30 муниципальных районов по 28 специальностям.

С 2018 г. в рамках государственной программы Саратовской области «Развитие здравохранения Саратовской области» оказывается социальная поддержка врачам (в размере (1 млн руб.) и фельдшерам (0,5 млн руб.) при трудоустройстве в сельскую местность, рабочие поселки, поселки городского типа и города с населением до 50 тыс. человек. На сегодняшний день заключено 19 договоров (с 13 врачами и 6 фельдшерами). До конца года планируется заключить договоры еще с 17 специалистами (13 врачей и 4 фельдшера)

В рамках «пилотного» проекта по укомплектованию фельдшерами службы скорой медицинской помощи в 2017 г. трудоустроено в медицинские организации на должность фельдшера скорой медицинской помощи 20 выпускников медицинских колледжей области, которым предоставлена единовременная денежная выплата в размере 50 тыс. рублей, в 2018 г. трудоустроено 22 выпускника.

В рамках проекта 26 студентов 2 курса и 30 студентов 4 курса медицинских колледжей получают ежемесячные выплаты в размере 1 тыс. руб.

В 2018 г. к решению кадрового вопроса подключился областной профсоюз работников здравоохранения, который также выделяет целевую финансовую поддержку студентам-медикам медколледжей, согласившимся трудоустроится в сельскую местность по востребованным специальностям;

Существенное влияние на приток медицинских кадров в районные больницы оказывает состояние социальной инфраструктуры. По инициативе спикера Государственной думы ФС РФ В.В. Володина Правительством области разрабатывается стратегия развития отдаленных территорий. При подготовке стратегии значительное внимание уделено социальному развитию сельских территорий, повышению уровня жизни: запланированы ремонт и строительство дорог, учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы и культуры, спортивных объектов.

***

В малочисленных населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек, находящихся на значительном удалении от медицинских организаций (более 6 км), оказание первой помощи населению до прибытия медицинских работников осуществляется с привлечением домовых хозяйств.

На 01.11.2018 г. на территории Саратовской области открыто 162 домовых хозяйства, за которыми закреплены уполномоченные по оказанию первой помощи жителям населенного пункта.

В настоящее время к уполномоченным за помощью обратилось 2150 жителей. В пределах компетенции уполномоченного домового хозяйства всем обратившимся жителям оказана первая помощь или осуществлен вызов медицинского работника на дом.

Контроль за работой домовых хозяйств осуществляют главные врачи районных больниц, которыми за 10 месяцев 2018 года выполнено 599 выездов в населенные пункты, в т.ч. для встреч с уполномоченными домовых хозяйств и обсуждения проблемных вопросов, выработки дополнительных мер по улучшению медицинской помощи жителям.

***

Для обследования населения в отдаленных районах в 2018 году закуплены  4 передвижных мобильных комплекса за счет средств областного бюджета. Комплекс «Диагностика» передан в ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» для обслуживания населения Балаковского и близлежащих муниципальных районов. Мобильный комплекс «Маммография» закреплен за ГУЗ «Областной клинический онкологический диспансер» для осуществления выездов в районы. Мобильный комплекс «Флюорография» закреплен за ГУЗ СО «Ершовская районная больница» для обслуживания населения Ершовского и близлежащих муниципальных районов. За счет средств экономии приобретен прицеп «Диагностика» и передан в ГУЗ СО «Балаковская районная поликлиника» для использования в дополнение к основному медицинскому передвижному комплексу. 

Кроме того, за счет средств федерального бюджета в размере 27,1 млн руб. приобретены 4 передвижных диагностических комплекса «Диспансеризация» для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью до 100 человек Вольского, Екатериновского, Перелюбского и Новоузенского муниципальных районов. 23-24 октября 2018 г. осуществлена поставка комплексов в ГУЗ СО «Вольская районная больница», ГУЗ СО «Екатериновская районная больница», ГУЗ СО «Перелюбская районная больница» и ГУЗ СО «Новоузенская районная больница».

Данные комплексы приспособленных для круглогодичной работы в российских дорожных условиях, рассчитаны под увеличенную нагрузку.

Кроме того, доступность медицинской помощи жителям отдаленных районов области обеспечивается за счет активного использования выездных форм работы. В каждой районной больнице созданы мобильные бригады, которые проводят плановые осмотры населения – в среднем около 300 тыс. жителей в год. Второй год на территории области  реализуется проект «Маршруты здоровья», инициированный губернатором области В.В. Радаевым. В текущем году с привлечением специалистов областного уровня обследовано более 9 тыс. взрослых и детей в 27 районах области.

Министерство здравоохранения области принимаются всесторонние меры по сохранению доступности медицинской помощи жителям сельских территорий.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

здравоохранение, наталья мазина, вячеслав володин, министерство здравоохранения саратовской области, новости балтайского района