Почему не надо ремонтировать дороги опокой и куда девают асфальтовую крошку?
09:00, 30 октября 2025
В Саратовской областной думе прошел круглый стол по инициативе и под председательством спикера Алексея Антонова, посвященный проблемам сельских автомобильных дорог. Обычно внимание уделяется федеральным и региональным дорогам, а проблемы сельских дорог остаются в тени. Однако они имеют огромное значение для каждого сельчанина, поскольку ведут к их домам. Четверть супер-технологического 21-го века прожили, а в селах все еще в основном грунтовые дороги.
Выделяют два основных типа сельских дорог, от которых зависят технологии и нормативы их ремонта. 5-я категория: интенсивность движения – до 100 автомобилей в сутки. Для их ремонта достаточно щебенения с песком.
4-я категория: интенсивность движения – от 100 до 400 автомобилей в сутки. Здесь требуется более серьёзный подход: укладка слоёв песка и щебня разных фракций с обязательным уплотнением и обработкой битумом. Лучше, конечно, укладывать асфальт. Однако на практике выбор в пользу щебенения продиктован суровой финансовой реальностью.
В регионе действует программа, по которой сельским поселениям выделяется по 3 000 рублей на одного жителя. При остром дефиците областного бюджета на следующий год областное правительство с учетом настойчивой просьбы фракции «Единая Россия» ее решило сохранить. Но финансирование не увеличится. Однако из-за ежегодного сокращения численности населения уменьшается и общий объём финансирования. При этом цены на дорожно-строительные материалы за полтора года выросли больше чем в полтора раза. В результате главы муниципалитетов вынуждены считать деньги: асфальтирование 1 километра на ширине дорожного полотна 6 м обойдется в 19,6 млн рублей, а щебенение 1 километра – 2,2 млн рублей.
Таким образом, на выделенные деньги щебенением можно сделать дорог протяжённостью в 9 раз больше. Как отметил глава Воскресенского района Денис Павлов, такой подход находит понимание у жителей, особенно при ремонте второстепенных дорог 5-й категории.
***
Министр дорожного хозяйства Фёдор Котельников предостерёг от использования опоки – мягкой горной породы, которую некоторые главы в целях экономии применяют вместо щебня. С ним согласился председатель думской комиссии по контролю за качеством ремонта автомобильных дорог, тротуаров, дворовых территорий, общественных пространств и объектов социальной сферы Вадим Рогожин, который не рекомендует главам своего избирательного округа применять этот материал.
«Опока состоит из микропористой кремниевой породы. Она лишь временно укрепляет дорогу, но потом машинами превращается в глину с мелкими камнями. То есть на земляную дорогу кладут другую породу, которая к тому же имеет вязкость. От нее грязи еще больше», - сказал депутат.
Учёные из Саратовского Политехнического университета на совещании рассказали о структуре дорог и технологиях их ремонта.
«Это может быть полезно послушать депутатам и чиновникам. Но почти все главы МО не знают эти технологии и знать не хотят, - сказал Рогожин. - У них есть немного денег, и они из них хотят сделать больше квадратов сельских дорог. Если на эти деньги раньше можно было заасфальтировать около 300 м дорог во всем МО, в котором несколько сел, то теперь не более 200 м. Программа сельских дорог уже четвертый год проводится. За это время во многих районах успели заасфальтировать самые проблемные участки в центральных улицах сел. В этом году многие главы предпочли отказаться от асфальта, ограничиваясь щебнем».
***
Низкая техническая грамотность некоторых глав приводит к злоупотреблениям со стороны подрядчиков и сговором со стройконтрольными фирмами.
«Главы не знают, как ремонтировать дороги. Зачастую потенциальный подрядчик, а это, как правило, местная дорожная организация (со стороны на такие малые объемы никто не зайдет) сам для себя составляет смету на конкурс и ее отрабатывает. Хорошо, если этот подрядчик добросовестный – все-таки в районе работает и на виду. Но и у них часто бывают случаи, когда на следующий год на дороге появляются поперечные трещины или сетка мелких трещин - «крокодиловая» кожа», — поделился своим опытом Вадим Рогожин.
Нужно на семинарах в Политехе обучать глав МО и чиновников райадминситраций, предложил депутат.
***
Отдельно был вскрыт законодательный провал. Фёдор Котельников указал, что по действующему федеральному закону запрещено использовать повторно снятый старый асфальт (асфальтогранулят или «асфальтовую крошку»). Его нужно утилизировать или отправлять на мусорные полигоны. Хотя этот материал можно вновь использовать, например, на малых сельских дорогах и тротуарах.
На деле это приводит к абсурдной и криминальной ситуации: подрядчики берут деньги за утилизацию старого асфальта, а затем нелегально продают его фермерам или дачным кооперативам, которые успешно используют крошку для своих нужд.
Депутаты взяли этот вопрос на контроль и планируют выйти с инициативой в Государственную думу для изменения законодательства в части разрешения использования асфальтогранулята в определенных случаях.
Также министр дорожного хозяйства заверил, что министерство в следующем сезоне направит рекомендации администрациям МО по проведению ремонтных работ в селах. С чиновниками-земцами будет проведено обучение, как рекомендовал Рогожин. Облдума сформулирует свои рекомендации для профильных ведомств. Так что обсуждение было не только конструктивным, но и полезным.
- 1 В Саратове у чешской фирмы в собственность государства забрали турбазу «Разлив»
- 2 В Саратовской области начала действовать новая система оповещения населения о ЧС
- 3 В Питерском районе обнаружили тела трех человек
- 4 Сына депутата отправили в колонию за громкое ДТП в центре Саратова
- 5 Власти требуют демонтировать нецензурную вывеску общепита на Чернышевского
- 1 В Саратове чеченца при задержании уложили лицом на асфальт за угрозы ДПСнику
- 2 Диаспора осудила водителя «Мустанга» из Чечни после драки с ДПС в Саратове
- 3 Десантника из Новоузенска удостоили звания Героя России в 24 года
- 4 Охранное бизнес-войско «сотников» накрыло Саратовскую область
- 5 В Саратове на водителя «Форда» завели дело за агрессию в адрес инспектора ДПС








