В Саратов из Питера принесло Испанию

В нашем городе открылась Всероссийская конференция «XII Боголюбовские чтения. Собирательство как феномен культуры». Главной «звездой» этого ежегодного мероприятия стал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он же привез с собой выставку исп

11:56, 1 июля 2010

В нашем городе открылась Всероссийская конференция «XII Боголюбовские чтения. Собирательство как феномен культуры». Главной «звездой» этого ежегодного мероприятия стал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он же привез с собой выставку испанского искусства из коллекции музея и встретился с журналистами и местной интеллигенцией.

На «Боголюбовские чтения» съехались сотрудники музеев, галерей, вузов и НИИ со всей страны. В этом году конференцию посвятили собирателям объектов искусства - как прошлых веков, так и нашим современникам. Именно они отдавали свои коллекции государству и тем самым создавали первые художественные музеи. Таким образом, 125 лет назад в Саратове появился первый российский провинциальный музей. «Чтения» проводятся у нас с 1993 года и за это время успели приобрести определенный вес в музейном сообществе страны. Это отметил и Михаил Пиотровский, для которого посещение Саратова стало первым.

Видимо, именно потому график визита был невероятно насыщенным. Сказав несколько приветственных слов на конференции, Пиотровский отправился на встречу с интеллигенцией в X корпусе Саратовского государственного университета. В роли интеллигенции выступали «хозяин помещения» ректор Леонид Коссович, директор Радищевского музея Тамара Гродскова, представители прочих местных учреждений культуры. Но преобладали журналисты. Аудитория, в которой проходила встреча, невелика, и потому возникли некоторые проблемы с размещением людей. И если журналисты точно знали, где сесть (где не занято), то приглашенные гости испытывали определенное замешательство. На двух первых рядах мест лежали листы с надписью «Reserved». И было не совсем понятно, кому эти  сиденья предназначены: то ли интеллигенции в принципе, то ли каким-то специальным гостям. В конце концов наиболее смелые заняли первые ряды.  

Директор Эрмитажа рассказал собравшимся о роли интеллигенции в современном обществе. По его словам,  только она сегодня способна помочь стране преодолеть ту пропасть, которая образовалась после распада Советского Союза. Обозначил Пиотровский и национальную идею России: «сохранение культурного наследия». Именно такую функцию выполняют музеи. Кроме того, это своеобразные инструменты «неформального образования» для молодежи. Впрочем, Пиотровский признал: российская общественность сейчас не согласна с ним и не готова признать культурное наследие «национальной идеей». В стране полным ходом идет развитие капитализма, и до культуры пока «руки не доходят».

- 90% законов, которые сегодня принимаются в стране, враждебные для культуры, - заявил директор Эрмитажа. - Они направлены исключительно на создание рынка и развитие бизнеса.

По его словам, в России существовал неплохой закон о сохранении культурного наследия. Но за последние годы к нему принято множество поправок, в основном пролоббированных строительным бизнесом. В результате по всей стране сносятся старинные красивые дома и облик городов меняется далеко не в лучшую сторону. В таможенном законодательстве культурные объекты обозначены как «товар», что, по мнению питерского гостя, совершенно неправильно. Пиотровский призвал выделить музейное и архивное имущество в особую графу во всех вводимых законах. Во многих странах мира «культурное» законодательство живет по собственным правилам. Например, есть норма, по которой ценности культуры освобождены от арестов (введена во Франции во многом из-за ареста там российских культурных ценностей, который инициировала фирма «Нога»). Норма противоречит и закону о частном праве, и судебной системе, но западные чиновники понимают, что «права культуры могут не совпадать с правами человека и государства».

Затем Пиотровский поделился планами развития Эрмитажа и даже устроил «виртуальную экскурсию» по нему с показом слайдов. Музей состоит из шести зданий, расположенных в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы. Кроме того, он имеет постоянные представительства в Голландии, Италии, Казани и Выборге. Но эти помещения все равно не дают возможности сотрудникам Эрмитажа полностью показать коллекцию, которая копилась три века и теперь насчитывает почти 3 млн экспонатов. Часть сегодня находится в фондохранилище. Поэтому в планах музея – дальнейшее расширение территории.

Рассказал Пиотровский и об одном из своих «безумных» проектов – на площадке Эрмитажа хотят разбить огород, подобный тому, что существовал здесь во времена блокадного Ленинграда.

На вопрос одного из участников встречи, не снизилось ли за эти годы число посетителей, Пиотровский ответил отрицательно. Напротив, желающих приобщиться к культуре становится все больше. В прошлом году в музее побывали около 2 млн человек. С особой радостью питерский гость отметил, что около половины посетителей составляют сами жители города на Неве. Во многих музеях мира сегодня наблюдается обратная картина. Пиотровский даже рассказал об одном японце, который очень любил бывать в Лувре, потому что «там все свои».

Участники встречи практически не задавали гостю вопросов. Вообще, создавалось впечатление, что им достаточно просто видеть «самого Пиотровского». «Пиотровский хорош! Я думала, он толще», - сказала одна женщина другой при выходе из аудитории.

* * *

Потом журналистам продемонстрировали «кусочек» Эрмитажа «вживую»: в Радищевском музее расположилась выставка «Испанское искусство в собрании Государственного Эрмитажа». Питерская коллекция считается одной из самых лучших за пределами Испании. Официально экспозиция открывается сегодня, 30 июня. Журналистов по выставке провели сами сотрудники Эрмитажа.

Особенность культуры Испании в том, что долгие века территория страны находилась под властью мавров. Поэтому в ее искусстве переплелись западные и восточные мотивы. Постоянные сражения с «неверными» сделали испанцев воинами, своеобразная жесткость отразилась и на живописных полотнах. Среди картин, представленных в Радищевском музее, много портретов людей с суровыми лицами и рыцарей. Также в экспозиции - кинжалы, шпаги и кремневые ружья. Другая особенность испанской культуры – религиозность. На полотнах немало сцен из Священного писания. 

Особое место в коллекции уделено пятерке величайших художников золотого века испанской культуры (XVI-XII столетия): Веласкесу, Мурильо, Рибере, Сурбарану и Кано.

На выставке также экспонируются знаменитые изделия из испанского зеленого стекла, фарфор, резные шкатулки, подсвечники, гигантская, во всю стену, шпалера.

Коллекция пробудет у нас до 21 ноября, поэтому увидеть ее смогут все желающие. И не по одному разу.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться