Валерий Сараев: Я из команды губернатора

Валерий Сараев рассказал, когда в Саратове будут хорошие дороги, о чем он договорился с Валерием Радаевым и как делил сферы влияния с Олегом Грищенко.

11:35, 27 января 2016

Новый глава администрации Саратова Валерий Сараев начал свою  работу с бурной деятельности: то он катается на трамваях, то на автобусах, то объезжает город в поисках сугробов. Проблем много, а он один, кому как не ему, бывшему эмчеэснику, спасать город. Валерий Сараев дал «Четвертой власти» свое первое интервью в должности сити-менеджера. Он рассказал, когда в Саратове будут хорошие дороги, как его активность связана с предстоящими выборами, о чем он договорился с Валерием Радаевым, как делил сферы влияния с Олегом Грищенко, и, наконец, почему он не стал генералом и сможет ли стать губернатором. 

Призрак Аксененко и тень Радаева

- Валерий Николаевич, как вы себя чувствуете на новом месте работы, привыкли? Не пугают ли вас бродящие по коридорам администрации призраки Юрия Аксененко и Алексея Прокопенко?

- Не встречался и, наверное, не встречусь. Аксененко встречаю в городе…

- Живого?

- Живого, не призрака. С Прокопенко, конечно, не встречался. Кстати, сразу после вступления в должность я пригласил священника и освятил кабинет и здание администрации. Также я пошел в церковь и попросил благословения у батюшки.

Как я себя чувствую в должности - непросто. Тот большой груз ответственности и большой груз нерешенных проблем, который достался, наверное, заставляет думать по-другому, больше времени уделять самым проблемным вопросам. Не хватает одного - времени, светлого времени суток, потому что сегодня начинаешь решать вопросы, которые копились годами не потому, что их раньше не решали, но есть объективные и субъективные причины. Мы сегодня встречаемся с заместителями рано утром, поздно вечером, пытаясь охватить весь круг проблем - что-то получается, что-то нет. Работаем, по сути дела, в режиме чрезвычайной ситуации, в которой я работал 30 лет своей предыдущей службы. Не могу сказать, что люблю работать в авральном режиме, но зачастую приходится, сегодняшние обстоятельства вынуждают. Мы, кажется, делаем все, а потом понимаем, что есть еще резервы и с кем-то мы еще не успели встретиться и поговорить для того, чтобы попросить содействия в той же уборке снега.

Вообще на каждом участке моей работы было непросто - и в районах, и в правительстве. Если кто-то говорит, что правительство области не работает, я с ними никогда не соглашусь, даже буду драться, наверное, потому что я сам прошел через все это.

- Говорят, что вы - прямая креатура нашего губернатора. Насколько это соответствует действительности? Насколько он поучаствовал в вашем переходе в мэрию?

- Я развею ваши слухи, да, я кандидатура губернатора. Когда я работал заместителем председателя Правительства области, мне было предложено губернатором поучаствовать в конкурсе на главу администрации города Саратова. Приняв это предложение, я попросил об одном: если это произойдет, мне нужна поддержка нашего губернатора, правительства, федеральных министерств. Просто без этой поддержки весь комплекс нерешенных вопросов я один в данной ситуации не решу. Поддержка такая была обещана. Да, я человек команды губернатора и постараюсь оправдать его доверие, доверие правительства и наших депутатов, которые единогласно за меня проголосовали.

- Как это отразится на взаимоотношении Саратова и области. Раньше бывали разногласия, означают ли ваши слова, что теперь таких разногласий не будет? Открытых или скрытых?

- Я думаю, что принципиальных разногласий, конечно, не будет. Сегодня выстроена понятная вертикаль, губернатор - муниципалитеты, губернатор-глава администрации города Саратова. Я всегда говорю, что город Саратов - это сердце нашей губернии, оно должно быть здоровым, оно должно прокачивать через себя все, что необходимо для работы, и если мы поздравляем Энгельс, который занял первое место в России по благоустройству, нам к этому нужно стремиться, и по ряду других вопросов тоже. Я год и 1 месяц проработал в должности заместителя председателя правительства в команде губернатора и увидел, что человек полностью посвятил себя служению области, работе на результат, очень многому у него научился, постараюсь весь накопленный опыт и потенциал использовать для работы на благо нашего города.

- Означает ли это, что акценты губернии сдвинутся в сторону Саратова?

- Это подтверждает и сам губернатор, он об этом говорит, буквально на очередном заседании правительства области он об этом сказал, обозначил те акценты и проблемы, по которым нужно оказывать содействие, помощь. Я никакой тайны из этого не делаю. Сегодня должно быть максимум привлечений, и инвестиционных, и бюджетных в город Саратов, чтобы мы максимально решили свои вопросы.

- На встрече с редакторами СМИ вы говорили о том, что хотите, чтобы в новый состав городской думы стал качественно лучше, чтобы туда пришли люди, которые реально болеют за Саратов. Будет ли блок Сараева участвовать в выборах? Лично ваши ставленники?

- Такого не будет, вы же понимаете, что делегирую не я, а выбирают жители. Будет проходить праймериз, и все кандидаты, у которых будет желание побороться за право стать депутатом саратовской городской думы, смогут это сделать. Победит сильнейший и победит тот, кому люди поверят.

- Это ясно, но у вас наверняка есть желание, чтобы в думе сидели проверенные вами люди.

- Я уже вам ответил: все покажут выборы. Мне хотелось бы, чтобы вновь избранные депутаты как можно активнее и результативнее работали на интересы нашего города.

- Областная власть вам никаких задач на предстоящие выборы не ставила? Или партия власти?

- Нет, и ставить не может.

- Я уточню вопрос: говорят, что вас поставили на эту должность специально под выборы для того, чтобы вы выполнили свою задачу. После этого мавр может отдыхать.

- Как это отдыхать? Чем я должен заняться после выборов?

- Это вопрос открытый. Кем вы видите себя в администрации - человеком, работающим под выборы или человеком, который будет вытаскивать наш город из тяжелого состояния?

- Я пришел не под выборы, я пришел со своим планом, который я по пунктам раскрыл и на конкурсной комиссии и на встрече с редакторами СМИ. Прийти под выборы… я не имею огромного опыта политтехнолога или человека в этой сфере уникального. Да, мне приходилось заниматься выборами в Ленинском районе, но сегодня говорить о том, что кто-то придет и сделает выборы – я бы, наверное, не рискнул даже об этом подумать. Другое время, другое отношение наших избирателей. Они могут просто не прийти, если мы сегодня не покажем свою работу, как мы стараемся изменить жить к лучшему. Если с новой думой, которая будет избрана, у нас сложится хорошая, результативная команда, то мне бы хотелось совместно работать, насколько хватит сил и здоровья, управлять городским хозяйством.

- Наблюдатели заметили, что у вас разладились отношения с главой Саратова Олегом Грищенко, поскольку его быстро отстранили от городского хозяйства. Так ли это?

- Если ответить коротко, то это не так. С Олегом Васильевичем у нас давние нормальные, хорошие отношения. Если вы внимательно следили за историей, мы с ним вместе служили - это 1985 год (в пожарной части Саратова, - ред.), когда я уходил в правительство, он этот переход одобрил. Сказать, что я его отстранил, у меня никогда не повернется язык. Я занимаюсь своими полномочиями, выполняю свою работу.

- У вас с ним есть договоренности о разделе сфер влияния?

- Конечно, он занимается городской думой, я занимаюсь городским хозяйством.

Опять МУП, и опять проблема

- Хорошо, тогда перейдем к городскому хозяйству. Поделитесь своими видениями развития Саратова.

- Я говорил об этом недавно на встрече с редакторами СМИ - прежде всего, это подготовка стратегического плана развития города Саратова. Здесь мы чуть отстали, Самара уже 3-4 года идет по этому плану, Ульяновск по нему идет. Мы на днях провели встречу с городской Общественной палатой, они нам сейчас готовят предложения. Мы, конечно, можем взять стратегический план развития Самары до 2025 года и переместить его на Саратов, но у нас есть свои особенности, свои проблемы.

- Что же это за особенности?

- Мы планируем выехать в Волгоград для того, чтобы посмотреть, как живет их водоканал в условиях концессии, как к этому относятся жители. У нас же уже сегодня говорят, что из-за концессии «Саратовводоканала» в городе будет повышение тарифов, что будет плохо. Но расчеты показывают, что резкого увеличения тарифов не прогнозируется.

- Тем не менее, решение о передаче водоканала уже принято.

- Решение тогда будет принято, когда будет подписано распоряжение главы администрации. Мы сегодня ведем консультации со всеми заинтересованными лицами, направили материалы и в прокуратуру, в комитет по тарифам, в министерства Саратовской области и в Минстрой России. Мы идем в этом направлении не первые, а вторые. Например,  Волгорад в этом году в модернизацию водопроводных сетей вложил 500 миллионов, а у нас на сегодняшний день долг водоканала - миллиард рублей. Вы знаете наш бюджет, бюджет области, не предвидится там в ближайшие годы этого миллиарда. Мы ожидаем, что в конкурсе на концессию примут участие не менее трех предприятий, будем смотреть, победит тот, кто предложит лучшие условия.

- Перечислите претендентов.

- «Росводоканал» изъявляет желание, «Лидер», который выиграл конкурс на право заключения концессионного соглашения в Волгограде и другие инвесторы. В этом году входим в концессию - это июнь-июль месяц. Сейчас обсуждаются параметры концессионного соглашения. Предположительно договор концессии будет заключен на 30 лет. Общий объем инвестиций составит около 23 млрд рублей, из них 7 млрд - в период до 2018 года. Первое, на что будут направлены эти средства - реконструкция энергоемкого оборудования и внедрение автоматики, ремонт водопроводных сетей и сооружений. Что происходит с водоканалом сегодня: вы знаете, что буквально с 1 января у нас был ряд сложных аварийных ситуаций на  водоводах. Если на 1 декабря прошлого года, когда я приступил к исполнению обязанностей, у нас было 200 аварийных ситуаций на водоканале, то на сегодняшний день, я вам заявляю уверенно,  их в десятки раз меньше. Мы поставили задачу до 20 февраля ликвидировать все эти аварии.

- Какие еще «особенности» города требуют немедленных решений и действий?

- Состояние «Саратовгорэлектротранс».

- Опять МУП, и опять проблема.

- Да, опять МУП. Во время наших поездок на трамвае жители обращались практически с одними и теми же вопросами: безобразное отношение персонала, отсутствие кондукторов, холод в трамвае. У городского электротранспорта тоже есть долги по энергетике, сегодня мы перекредитовываемся, сегодня оптимизируем его штатную структуру, надо создавать одно юридического лицо, чтобы уйти от административного аппарата в каждом депо. Сегодня есть необходимость приобретения нового подвижного состава. 

Также мы сегодня рассматриваем вопрос о крупной сделке с МУП «СпецАТХ», и передаем это направление частному бизнесу. Во всех развитых странах, во многих российских городах эта тема не муниципалитета, а частных структур. Пример тому наши соседи - город Энгельс. Построили мусороперерабатывающий завод, мусоросортировочный, приобрели новый парк техники, это государственно-частное партнерство. Само «Спецавтохозяйство по уборке города» будем передавать частному предприятию для того, чтобы они несли и затраты, и приобретали современные контейнеры, но сохранятся и другие компании, чтобы была конкуренция в соответствии с изменениями в регламентирующем данный вид деятельности федеральном законодательстве. Также прорабатывается вопрос реализации части движимого имущества данного предприятия.

При этом мы планируем создать еще один, третий МУП для уборки и благоустройства города. Обсуждали эту тему с губернатором, глава региона выразил согласие с данным предложением и обещал оказать необходимую поддержку.

- Не будут ли здесь возникать конфликты интересов, ведь работа МУПа - социально направленная: подача воды, уборка мусора или перевозка людей, а задача бизнеса - зарабатывать деньги. Не отразится ли это на жителях?

- Я уверен, что не отразится, ситуация контролируемая, есть установленные предельные нормы тарифов, есть надзорные органы. Если снова вспомнить про саратовский водоканал, то я спрашивал у экспертов: «Когда у нас точка невозврата произошла, когда его еще можно было удержать в муниципальной собственности?». Был ответ таков: если бы 5-6 лет назад более оперативно занимались этим вопросом, можно было не уходить в концессию. Не то чтобы у нас безвыходная ситуация, но в противном случае предприятие с миллиардом долгов просто уходит в банкротство. Но мы не убегаем от банкротства, у нас есть договоренность по реструктуризации задолженности на несколько лет.

- Этим будет заниматься город или концессионер?

- Это будет делать концессионер в рамках своих обязательств по концессии за счет работы, приносящей прибыль. Мы просчитали все до мелочей. Думаю, что числа до 15 февраля мы брифинг проведем, пригласим независимых экспертов, и я думаю, что попрошу даже приехать коллег из Волгограда, чтобы они рассказали, как живут с концессией. Может быть, пригласим на брифинг и ПАО «Т Плюс», у них сегодня тоже утверждена долгосрочная программа, подписана председателем Совета директоров – это программа «Теплый Саратов», есть уже финансирование, направленное на проектирование по ремонту, замене тепловых сетей, по изоляции. Например, планируется выделить около 100 миллионов на проектирование в этом году, около 100 млн на теплоизоляцию магистралей. На следующий год уходим в ремонт. Далее у нас в планах: замена водопроводных сетей, тепловых сетей, и мы с этого года начинаем работы по ремонту дорог и дворовых территорий. Эти три проекта мы должны реализовать так, чтобы одно другому не навредило, чтобы мы, к примеру, всю улицу Горького не перекопали и не перекрыли весь транспортный поток.

«Год дорог должен прийти в Саратов»

- Вот мы и дошли с вами до самой больной темы Саратова - дороги. За какие деньги дороги будут ремонтировать? В том году область выделяла 100 млн руб., а откуда сегодня ждать денег?

- Мы находим в своем содержании дорог около 120 млн рублей.

- Этого же мало.

- Вы меня не дослушали. Также решается вопрос о предоставлении бюджетного кредита, ну и губернатор заявил о том, что поддержит нас областным бюджетом. Если у нас прошлый год был Годом дорог в области, то в этом году Год дорог должен прийти и в Саратов.

- И когда же в Саратове будут хорошие дороги?

- Думаю, на это нам нужно не менее четырех лет. Три года назад, когда я был главой Ленинского района, мы так же ремонтировали дороги. Выделялись средства из федерального, областного и муниципального бюджетов. Так вот за три года активной работы нам удалось отремонтировать где-то 20% дорог: 50 лет Октября, Шехурдина, Строителей, Тархова. Деньги, как правило, поступали в летние месяцы, и мы работали до поздней осени. По дворам сделали 30% тогда. Сказать, что завтра мы отремонтируем все дороги - просто нереально. Тем более что сегодня в городе ремонта требуют все дороги. Давайте начнем делать это. 

Еще одна первостепенная задача, стоящая перед администрацией - продолжение переселения из аварийного жилья, речь идет о втором этапе переселения. Мы его начали в прошлом году и показатели второго этапа мы выполнили всего на 30%, в этом году мы должны второй этап закончить и приступить к третьему. Во время второго этапа нам необходимо расселить 91 аварийный дом площадью 42 тыс. кв.м, а это 1495 жилых помещений для переселения 2986 человек. Из них 300 квартир мы закупили, приобрели в прошлом году, и теперь расселяем.

- Администрация города сегодня много говорит о крупных инвестиционных проектах, вроде горнолыжного курорта или нового парка. Что-то уже начало воплощаться в жизнь?

- Да, у нас существуют инвестиционные проекты, связанные со строительством спортивных комплексов, они нам необходимы. Строительство ледового дворца или дворца спорта для флеш-хоккея. Эта программа начинается в Москве, и мы постараемся пойти вторыми по ней, это будет не только хоккейный зал, но и аквапарк. Проект планируется реализовать в новом парке на Шехурдина, и начать уже в этом году.

- Все-таки аквапарку в Саратове быть.

- В обязательном порядке. Также сегодня мы планируем объявлять открытый конкурс на участок под горнолыжный комплекс в Маханном овраге.

- Подождите, но аукционы уже объявляли в прошлом году?

- Не нашли инвестора, но на сегодняшний день два предложения от инвесторов к нам уже поступило.

- Местные компании?

- Один местный, один иногородний. Это очень интересный проект, не исключаю, что сбудется мечта нашей Саратовской федерации по боксу, будет построен дворец бокса, чтобы и в летнее и в зимнее время могли тренироваться наши спортсмены. Мы по-хорошему завидуем Хвалынску, Балакову и Вольску – у них горнолыжные курорты успешно работают. У нас пока только 2 базы – «Роща» и «Вишневая гора», они принимают огромное количество желающих, но стоянки к ним ограничены, мы пытаемся тоже этот вопрос рассмотреть. Надеюсь, что новая база будет еще более привлекательной, как и новый парк. Заодно мы забудем про эту свалку в Маханном овраге путем рекультивации - все это также заложено в проекте. Там планируется и два катка, и гостиничный комплекс, и стоянки. Мы, конечно, не хотим конкурировать с Хвалынском, но рассчитываем, что у нас желающих заниматься спортом много, поскольку база будет доступна горожанам, дорога туда есть.

В настоящее время в работе находятся также проекты по строительству на территории Парка Победы современного конгресс-холла, строительства многоуровневой стоянки под Театральной площадью, строительство скоростного трамвая. До марта мы хотим провести общественные слушания по проекту развязки на Стрелке, а также слушания по продолжению строительства новой набережной и застройке и благоустройству окружающей территории. 

Волшебные слова Сараева

- Какова система работы по-сараевски?

- Какой-то особой системы у меня нет. От своих сотрудников требую ответственного подхода к делу, глубокого знания курируемых вопросов, а также высокой личной мотивации.

- И что, вам удается находить взаимопонимание с людьми?

- Сегодня мы находим понимание у руководителей промышленных предприятий, мы впервые собираем 60 руководителей крупных промышленных предприятий для того, чтобы попросить их организоваться в городской общественный совет промпредприятий и организаций города Саратова. Практика такая есть в каждом районе, но нам бы хотелось, чтобы наше взаимоотношение выстроилось в ежедневном режиме.

Совет будет работать с упором на благоустройство?

- Не только на благоустройство, на разного рода развитие. Например, саратовская лыжня, которая пройдет в феврале. В этом году мы планируем собрать около 10 тысяч человек, и первые, к кому мы обратились, - это промышленные предприятия. Мы сегодня говорим и об инвестиционных площадках, о развитии промышленности города. Мы по-хорошему завидуем Балаково, Энгельсу, где промышленные производства запустили с нуля: «Северсталь», локомотивный завод. Город Саратов тоже готов для таких строек, для инвестиций. Совет как раз и нужен для того, чтобы оперативно решать такие все вопросы, мы будем предлагать свою программу взаимоотношений, предприятия - свою.

Как пример такой работы - опять же уборка снега. Наши сотрудники прошлись по всем предприятиям, вручили письма: «Уважаемые руководители! Просим вас поддержать нас в вопросе, связанной с очисткой территории возле предприятий, у входа и так далее».

- Бизнес охотно идет на диалог?

- Идет. Бизнес и так помогает благодаря его наличию в городе и пополнению бюджета Саратова. Также нам оказывают помощь дорожные предприятия области.

- Безвозмездно?

- Безвозмездно.

- Вы знаете какое-то волшебное слово или бизнес у нас стал настолько сознательным?

- Думаю, и то и другое. Мы работали со многими из них и раньше, работаем вместе уже на протяжении 20 лет.

- То есть, лично вам не отказывают?!

- Пока не было ни одного руководителя, который бы сказал: я не буду помогать, я не хочу, чтобы город был чище, хочу, чтобы завален был снегом.

- «Четвертая власть» в свое время поставила вам оценку «четыре» за расчистку города после снегопада. Все-таки на основных магистралях город парализован не был. А какую вы себе оценку можете поставить по пятибалльной шкале за борьбу со снегом?

- Оценка бывает неудовлетворительной и удовлетворительной. Если по пятибалльной, я думаю, что твердая тройка, потому что нужно выполнить еще очень много работы. Нам нужно срочно приобрести малогабаритную технику для уборки тротуаров - «бобкэты», если откровенно, то ее не хватает - всего 30% от нормативной потребности.

- Как вы относитесь к утверждению: плох тот мэр, который не мечтает стать губернатором?

- Вы знаете, у каждого человека есть свой потенциал. Я, будучи курсантом, мечтал стать генералом, но когда дослужился до полковника, не скажу, что это мой предел, но я остался доволен службой. Я закончил ее, и началась муниципальная служба - от первого заместителя главы Волжского района - глава Волжского района - глава Ленинского района - зампред правительства - глава администрации Саратова. Я не амбициозный человек, сколько судьбою и жителями мне будет предоставлено времени работать, столько буду. Мне на сегодняшний день 53 года, я заработал пенсию сотрудника внутренних дел, я поработал с губернатором и продолжаю наблюдать за тем, как он работает, я бы так не смог работать.

- Вы не хотите в губернаторы идти?

- Нет, я хочу верой и правдой служить любимому городу Саратову.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

валерий сараев, администрация саратова, саратов