«Красная папка»

В Арбитражном суде Саратовской области в настоящее время рассматривается показательное дело, которое наглядно демонстрирует «трепетное» отношение муниципальных властей к проблемам, связанным с оборотом земли областного центра.

10:00, 21 февраля 2013

В Арбитражном суде Саратовской области в настоящее время рассматривается показательное дело, которое  наглядно демонстрирует  «трепетное» отношение муниципальных властей к проблемам, связанным с оборотом земли областного центра.

«Земельный» вопрос неоднократно, с октября 1917 года стоял на повестке дня.  Поднимался он и в постсоветской России, когда опорой власти официально заявлялся средний класс, существование которого без прав собственности в принципе невозможно. Внимание федеральных властей к этому вопросу неоднократно заявлялось с высоких трибун. «Произвол и коррумпированность чиновников гасит, тормозит полноценное развитие земельных отношений в России и, как следствие, замедляется продвижение страны в целом», - заявил Владимир Путин в октябре 2012 года  на заседании президиума Госсовета РФ, посвященном вопросам землеустройства. «Закрытость и непрозрачность - главная причина коррупции, которая буквально пронизывает весь рынок земли», - отметил президент. Так как же обстоят дела в Саратове, является ли он счастливым исключением из правил? Складывается впечатление, что нет.

Подтверждением может служить дело, рассматриваемое в Арбитражном суде Саратовской области. Дело это далеко не первое в череде ему подобных, но именно в ходе его рассмотрения всплыли факты, подтверждающие слова президента РФ о закрытости и непрозрачности земельных отношений. В судебных заседаниях проявились в полной мере. Обжалуется нормативный правовой акт - постановление администрации Саратова от 27 июля 2011 г. №1530 «Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Заводской район)». Данный документ, в нарушение Конституции России и Устава города Саратова, полностью никогда и нигде не публиковался. Его содержание далеко от требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации к документам подобного рода.
ООО «Бюро планирования территории», которая подготовила проект планировки, в списках организаций-победителей муниципальных контрактов не значится, как и сам муниципальный контракт 2/10 от 27.09.2010 г. Был ли он, не был - Бог весть. Имела ли эта организация лицензию на проведение данного вида работ - неизвестно. Действительно ли для проведения работ привлекались специалисты - загадка. И тем не менее результат её трудов по муниципальному контракту, сумма которого неизвестна, подлежал оплате из местного бюджета и был представлен заказчику, после чего и вынесен на публичные слушания. Публичные слушания, которые в Саратове раз от раза проходят со скандалами, убедительно показали  отрицательное отношение народа к предлагаемому проекту планировки. Из 350 присутствующих 345 проголосовали против. Более того, утвержденный проект планировки  значительно расходится с  проектом, официально опубликованным в «Саратовской панораме» и обсужденным на публичных слушаниях. «А что же власть?» - спросит читатель. А мнение жителей местной власти неинтересно, она, наверное, считает его всего лишь населением, временно оказавшимся в вотчине властителей. «Слуги народа» - они как небожители, критике не подвластны и  не обязаны при принятии решений учитывать мнения граждан.

Для «легализации» проекта планировки, которым на часть городской земли накладываются ограничения в интересах неопределенного круга лиц, то есть нас с вами, а на деле - в интересах властных структур, власть поступает так:  комиссия по вопросам землепользования и застройке Саратова, состав которой на май 2011 года не утвержден, во главе с и.о. главы комитета по землепользованию и градостроительству Максимом Межевичем, имя которого периодически всплывало в череде выборных и предвыборных скандалов, берут под козырек и принимают «волевое решение» - не смотря на отрицательное заключение по результатам публичных слушаний проект планировки утвердить. Если вы захотите узнать, кем и когда была создана эта комиссия по землепользованию и застройке Саратова, вас ожидает глубокое разочарование. Проштудировав все официальные публикации газеты «Саратовская панорама», вы не встретите официальной публикации о назначении кого-либо в эту комиссию в апреле-мае 2011 года, когда якобы утверждался её персональный состав. Данный факт является прямым нарушением Конституции РФ и Устава города Саратова, в котором в то время  предусматривался единственно возможный вариант вступления в силу официальных документов - их публикация в газете «Саратовская панорама». Видимо факт назначения - это страшный секрет, знание которого чревато нехорошими последствиями. Найдя на сайте администрации города текст «секретнейшего из постановлений» №921 от 12.05.2011 г., можно узнать эту тщательно скрываемую тайну. Забавным фактом является то, что Максим Межевич, видимо, своим волевым решением, приняв на себя обязанность главы администрации города, и утвердил данный состав комиссии. В биографии этого чиновника уже встречалось нечто подобное. В бытность свою доверенным лицом кандидата в депутаты Саратовской областной Думы 4 созыва Михаила Исаева, Максим Межевич уже «подставлял» своего доверителя, в результате карьера начинающего карьеру политика висела на волоске. Результаты графологической экспертизы подписи Михаила Исаева на финансовом отчете, представленном лично Максимом Межевичем в избирательную комиссию, выявили ее недостоверность. Огромных трудов стоило Михаилу Исаеву добиться восстановления в числе кандидатов, но оно того стоило. Сейчас Михаил Исаев - член Совета Федерации и член президиума Генсовета партии «Единая Россия».

***
Полученная из комиссии по землепользованию и застройки Саратова рекомендованная к утверждению документация по планированию территории Заводского района утверждается главой администрации города Алексеем Прокопенко и публикуется в той части, которая не мешает администрации города быть безраздельным хозяином городских земель. До тех самых пор, пока гражданин (или администрация) не обратится в администрацию города по земельным вопросам, он не узнает, что использование его участка возможно только с ограничениями, установленными утвержденным проектом планировки. Так, всего один росчерк пера чиновника становится непреодолимым препятствием для реализации прав отдельного гражданина.
Установление проектом планировки территорий общего пользования не так безобидно как кажется. Именно это постановление установило красные линии, отделяющие земли общего пользования от всех прочих. А так как красные линии проведены как Бог на душу положит, за их границами остались и построенные в незапамятные времена дома и строения, частные земельные участки и прочие объекты недвижимости. После утверждения проекта планировки использование зарегистрированной недвижимости в полном объеме попросту невозможно, для земель общего пользования имеется масса ограничений и условностей, соблюдать которые вы теперь обязаны.  Отсутствие полной информации позволяет осуществлять на практике коррупционные схемы, где за плату, возможно, под угрозой лишения собственности, наполнение карманов допущенных до информации посредников.

Утвержденный проект планировки территорий общего пользования города Саратова по Заводскому району в нарушение Конституции РФ и Устава города Саратов полностью не опубликован. Отдельные части проекта не соответствуют Генеральному плану города Саратова и приняты за пределами компетенции муниципальных властей. Публичные слушания по проекту планировки выявили отрицательное мнение жителей района к данному проекту. Обсуждаемый на публичных слушаниях проект планировки значительно расходится с утвержденным, то есть в том виде, в котором он утвержден, проект на публичных слушаниях не обсуждался. Комиссия по вопросам землепользования и застройки, рекомендовавшая проект планировки к утверждению, не была сформирована и утверждена в установленном Уставом города порядке, следовательно, её состав не был полномочен принимать рекомендации об утверждении проекта планировки. По составу проект планировки не учитывает существующую застройку, не соответствует требованиям законодательства, сведения о муниципальном контракте на его разработку общественности недоступны.
Возмущенный читатель непременно задаст вопрос: «А как же независимый  суд?» Любой имеет право требовать в судебном порядке защиты своих прав. Да, все это так, единственным законным путем в отстаивании своих прав является их судебная защита. Но сравните чаши весов беспристрастной Фемиды. На одной будете вы, глубоко возмущенный беззастенчивым попранием ваших конституционных прав. На другой - вся мощь машины муниципальной власти, которая сделает всё, чтобы защитить честь мундира и покрыть огрехи нерадивых чиновников из своего числа, профессиональные юристы, всеми правдами и неправдами защищающие позицию своих работодателей. Силы явно несопоставимые, тем более что пойдя по законному пути, вы будете играть по правилам, а противная сторона будет играть без всяких правил, да и понятие «телефонное право» в нашей стране никто не отменял. Иначе как объяснить необъяснимую лояльность к представителям муниципальной власти в принимаемых судебных актах? Более того, подавляющая часть принятых судебных актов подтверждает в судебном порядке «законность» принимаемых муниципальными властями решений, хотя материалы дел просто кричат об обратном.

Технология достижения неограниченной власти довольно примитивна, хотя и использует всевозможные пробелы в действующем законодательстве.
Во-первых, любыми способами затянуть с официальным ответом на поступившее обращение сверх установленных законодательством сроков. Для этого, по слухам, даже имеется своя система цветовой кодировки - заявления неугодных граждан и организаций помещают в папки красного цвета, после чего получение отрицательного решения по заявлению становится всего лишь вопросом времени.
Во-вторых, под любыми предлогами найти или создать препятствие в реализации прав заявителя, благо все возможные рычаги находятся в руках местных властей, особенно заявлениям из красных папок.
В-третьих, отказать под любым предлогом заявителю.
В-четвертых, любыми способами добиться, чтобы в судах оставили отказ в силе.
При этом муниципальная власть не останавливается ни перед чем. В ход идут абсолютно любые методы. Это прекрасно видно из судебных решений, в которых судьями отметаются любые аргументы пострадавшей от произвола власти стороны, а любой, даже не относящийся к делу аргумент со стороны местной власти принимается безоговорочно. Не беремся утверждать о давлении, оказываемом на судей, принимающих решения, но опытный судья, разбирая дело по существу, не будет столько времени уделять описанию формальных подходов к заявленным требованиям и поиску возможностей для выбора отказа заявителю. Судебная практика Поволжского федерального округа, за исключением судов Ульяновской области и республики Татарстан, просто пестрит всевозможными вариантами отказов.

Возможно, порядок в сфере земельных отношений, на которые справедливо указывает президент РФ, рано или поздно будет наведен. Уйдут в прошлое «красные папки» с неудобными заявлениями правообладателей. Большую работу в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства ведет прокуратура. Неоднократно она выносила в адрес администрации города предписания об устранении нарушений, в том числе и в сфере земельных правоотношений. Да, большая работа в этом направлении ведется. Вот только как гражданину очень хотелось бы, чтобы это счастливое время верховенства закона наступило как можно раньше и с меньшими потерями сил и нервов.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Арбитражный суд, администрация Саратова