Льготная транспортная карта - пример успешного развития цифровых технологий региона
09:55, 5 ноября 2025
Ровно 3 года назад 1 ноября 2022 года в Саратовской области на смену бумажным талончикам пришла льготная транспортная карта (ЛТК). Такой переход был продиктован запросом времени. Важную роль в нем сыграла принципиальная позиция губернатора Саратовской области Романа Бусаргина и правительства региона по вопросу цифровизации транспорта в целом, и льготного проезда в частности. Это дало задел для дальнейшего внедрения современных электронных систем при осуществлении пассажирских перевозок. Что отрадно, проект осуществлялся саратовскими IT-специалистами местной компании «Сервис М» и стал своего рода уникальным среди регионов России. Несмотря на изначальное сопротивление нововведению перевозчиков и некоторые шероховатости запуска проекта, сейчас можно смело говорить о том, что внедрение новой системы стало для региона крайне успешным.
Цифры говорят сами за себя. Количество выданных льготных карт за 3 года увеличилось вдвое со 150 до 305 тысяч штук. Почти на миллион - до 3 606 288 - изменилось число поездок в месяц, а подвижной состав, подключившийся к цифровой системе, увеличился на треть. Сейчас она внедрена более чем на 2 тысячах единицах транспорта. Стремительный рост количества льготных поездок продиктован не только активностью пассажиров, но и подключением к системе новых маршрутов, и не только привычного городского транспорта. Изначально она использовалась на троллейбусах, трамваях и автобусах, но в процессе развития был добавлен сначала водный транспорт, а в 2025 году - железнодорожный транспорт пригородного сообщения. Маршрутами РЖД уже успели воспользоваться почти 70 тысяч льготников, совершивших 413 тысяч поездок.
Сейчас льготами могут воспользоваться 26 категорий граждан. С 2023 года право на бесплатный проезд в городском транспорте получили ученики общеобразовательных организаций, родители которых являются участниками специальной военной операции.
Как отмечает Министерство труда и социальной защиты области, усердно курирующее направление, граждане положительно приняли изменения, связанные с внедрением льготной транспортной карты. Она стала более удобной и современной заменой бумажных проездных билетов, которые были в ходу до 2022 года. Эффективность ЛТК заключается в том, что она оформляется в течение нескольких минут, а пополнить ее можно не только в отделениях Сбербанка, пунктах «ПлатежЦентр», в офисе оператора «Сервис М», но и онлайн на сайтах и в приложениях «Онлайн ЖКХ» и «Сбера». Наличие самой льготной карты необязательно, ее можно прикрепить к своей обычной банковской карте «МИР». Для таких категорий, как дети из многодетной семьи, дети-инвалиды, сироты и те, кто остался без попечения родителей, пополнение вообще не требуется. Это происходит автоматически на период, пока действуют документы, подтверждающие льготу.
Впрочем, на достигнутом никто не останавливается, работа над совершенствованием системы ведется постоянно. Сейчас после обработки отзывов граждан прорабатывается вопрос о расширении номенклатуры информации, содержащейся в личном кабинете льготника. Например, рассматривается возможность добавления сведений о сроках действия документа, который подтверждает право на льготу. Особенно актуально это для обучающихся, поскольку их право подтверждается справкой из учебного заведения.
Нельзя не упомянуть еще одну ключевую деталь. Внедрение новой системы льготных транспортных карт позволило сделать прозрачными финансовые взаимоотношения между перевозчиками и правительством, субсидирующим поездки. Ранее, при использовании бумажных проездных, талончики были ходовым товаром. Субсидия по городским и пригородным маршрутам сильно отличалась, а учет пассажиропотока не велся. В сложившейся парадигме открывался широкий спектр возможностей по передаче проездных талонов, собранных с пассажиров в городе, на пригород. За счет этого можно было претендовать на куда более высокие бюджетные выплаты за не оказанные по факту услуги. С введением ЛТК финансовые махинации на льготниках канули в лету.
Успешное внедрение системы ЛТК стало отличным подспорьем для региона в развитии цифровых технологий и заложило прочный фундамент для дальнейшего развития цифры на транспорте. Реализация проекта местной компанией позволила учесть специфику Саратовской области, чтобы на выходе получить качественный и удобный продукт. При подобном подходе регион прирастает собственными компетенциями, получает опыт для реализации новых амбициозных проектов, закладывает базу не только для дальнейшего цифрового развития своими силами, но и для продвижения саратовских айти-продуктов на внешние рынки.