В Саратове контролеры в автобусах блокируют валидаторы и требуют паспорта
16:00, 20 октября 2025
В Саратове пассажиры автобусов сталкиваются с необычной работой контролеров, которые проверяют факт оплаты проезда. Как оказалось, при проверке валидаторы (устройства для приема оплаты по банковской карте) отключают, и после этого все пассажиры буквально становятся заложниками, а выявленным нарушителям грозят штрафы. О том, как происходит этот процесс, рассказала «Четвертой Власти» девушка, внезапно ставшая жертвой ситуации.
Горожанка уточнила, что на прошлой неделе утром ехала в автобусе маршрута №11А (Кузнецова – Музейная площадь). По ее словам, обычно оплату проезда пассажиры проводят водителю при выходе. Эта практика сложилась уже очень давно, когда из автобусов фактически исчезли кондукторы (они есть разве что в автобусах Саратов-Энгельс). Рядом с остановкой «Театральная площадь» девушка приготовилась к выходу, взяв в руки карту для оплаты проезда. Но в этот момент валидатор перестал работать.
Двое вошедших людей объявили о проверке проезда. Опознавательных знаков, как это принято у кондукторов в трамваях и троллейбусах, у них не имелось. Никаких документов не предъявляли. Но, как выяснилось, именно они отключили терминалы. Поэтому сомнений в том, что это не мошенники, а действительно какие-то проверяющие, не было.
Подойдя к девушке, они начали разговор с претензии: «Почему вы не оплатили проезд сразу, на первой остановке?». Она пояснила, что обычно платит перед выходом, собственно для этого и намеревалась идти к водителю.
В ответ на это от нее потребовали показать документ, удостоверяющий личность. Как отметила девушка, она планировала просто показать паспорт, однако эти люди по какой-то причине сфотографировали его, хотя владелец документа разрешения не давал. После этого пассажирку убедили назвать свой номер телефона и подписать ряд документов, толком не объяснив их содержания.
Перед тем, как покинуть автобус, они сообщили только: «С вами свяжутся. Вы должны будете написать объяснительную, почему не произвели оплату».
После этого проверяющие покинули транспорт, и он продолжил движение. Следом разблокировались и терминалы оплаты. Собеседница «ЧВ» пояснила, что проезд она в конечном счете оплатила, однако неприятный осадок у нее остался, как и чувство обеспокоенности.
«Эти люди не представились и не показали свои удостоверения. Но при этом попросили с меня документ, удостоверяющий личность, так еще и сделали фото. Когда я спросила, куда пойдут мои личные данные, они заявили – в администрацию», – подчеркнула саратовчанка.
Пользуясь случаем, собеседница подняла тему переполненности автобусов в часы пик, в особенности отметив наличие этой проблемы именно на маршруте №11А. Несмотря на то, что этот маршрут перевели на брутто-контракты, ситуация осталась прежней. И иногда кажется, что даже стало хуже, чем было.
«Не хотят ли сотрудники организовать проверку на маршруте в часы пик? Можно взглянуть на то, как люди вынуждены буквально лезть друг другу на голову, потому что пассажиропоток огромный, все спешат на работу и учебу, но транспорта просто не хватает. Большинство автобусов вечером и утром идут переполненные, люди стоят у самых дверей, чуть ли не вываливаясь наружу, падают в обморок от нехватки воздуха. Со мной лично такие ситуации происходили. Мне кажется, предпринять меры по нормализации ситуации в этом плане было бы полезнее, чем проверять полупустой автобус, как это было в этот раз», – посетовала пассажирка.
«Четвертая Власть» обратилась за разъяснениями в администрацию города. В пресс-службе заявили, что действительно по городу периодически устраивают рейды именно по автобусам, а не электротранспорту. Их проводят не контролеры, а специально выделенные для этого сотрудники комитета по транспорту. Иногда к рейдам подключают работников полиции и прокуратуры. У них действительно есть возможности отключить терминалы. Проверка проводится путем сверки с 4 последними цифрами карты.
При этом в автобусах имеются объявления о необходимости оплаты проезда сразу, при входе. Независимо от того, маленькая маршрутка это или большой автобус, у которого нет кондуктора. Это все продиктовано правилами, которые приняла администрация города некоторое время назад.
Таким образом, все те, кто еще привык платить в конце поездки, рискуют немного задержаться в транспорте для проверки и получить штраф.