Из СПушки по чиновникам-воробьям

Аудиторы Счетной палаты добрались до самого святого - кортежа губернатора Павла Ипатова. Они проверили Транспортное управление и выяснили, что у саратовских чиновников «стремление к экономии бюджетных средств полностью отсутствует».

13:30, 13 октября 2011


Противостояние правительства области и Счетной палаты не знает каникул и выходных. На этот раз дотошные аудиторы добрались до самого святого - кортежа губернатора Павла Ипатова. Они проверили Транспортное управление и выяснили, что у саратовских чиновников «стремление к экономии бюджетных средств полностью отсутствует». Совсем нет его. А есть, по всей видимости, стремление к разбазариванию казны.

Трое из ларца
Палата проверила, как в течение двух лет управление расходовало бензин. Оказалось, порядка 167,5 тыс. литров на 3,18 млн рублей ушли непонятно куда. Чиновники стали возражать: мол, как это - непонятно куда.
- Неправомерным является вывод счетной палаты об отсутствии документального подтверждения списания бензина, - дал ответ Андрею Саухину заместитель управляющего делами правительства Юрий Мельников. - Бензин был списан на основании путевых листов в зависимости от пробега автомашины и утвержденных норм расходов, что отвечает требованиям приказа Министерства транспорта РФ №151 от 18.09.2008 года.
А Саухин и не пытался это отрицать. Действительно, аудиторы видели путевые листы. Однако там указывается, лишь сколько автомобиль использовал бензина за конкретный период. И нет ничего о том, кто и куда ездил на машине. Между тем по закону на авто из парка ТУ могут свободно кататься лишь избранные чиновники: министры и председатели комитетов. Остальные обязаны писать заявки. Вот эти заявки-то работники управления и не смогли предоставить.
- Нам сказали, что заявки были, но они в Транспортном управлении их уничтожили, - удивляется глава СП. - Напрашивается вопрос: ребята, это же документы, на основании которых списывается бензин, деньги тратятся. Вы почему их уничтожили? Либо этих документов вообще не существовало, либо они были, но сомнительные.

Далее аудиторы посмотрели, каким образом в 2008 и 2009 годах управление проводило аукционы на техобслуживание и ремонт своих автомобилей. Благо конкурсы у нас открытые и всю информацию о них можно найти в Интернете. И вот что предстало перед взором проверяющих: заявки на участие в аукционе всегда подавали одна и та же тройка: «Гамма-сервис», ИП Голиков П. А. и ИП Власова С. Ю. Причем все эти бизнесмены ютятся по единому юридическому адресу: Саратов, улица Посадского, 249.
Ну что ж, всякое бывает. Но вряд ли на сей раз совпадение случайное. Попытки выяснить какую-либо информацию об этих бизнес-структурах во Всемирной Паутине дают мало проку. «Гамма-сервиса» там нет вообще, а вот с ИП начинается путаница. Так, Власова С. Ю. в одних ресурсах значится владелицей автоцентра «Югра» все по тому же адресу. На иных сайтах «Югра» уже числится за Голиковым. То ли один из этих предпринимателей в свое время продал центр другому, то ли они поочередно сменяют друг друга. Ну, или из-за одинакового юридического адреса Голикова и Власову постоянно путают.
А вот как они торгуются на аукционах. ТУ заявляет лот: оказание услуг по техобслуживанию и ремонту «мерседесов» в первом квартале 2010 года. Начальная цена контракта - 500 тыс. рублей. «Гамма-сервис» говорит: 499 тыс., ИП Голиков - 498 тыс. Все, продано! И примерно так же дружно проводились остальные аукционы. Побеждал обычно Голиков с разницей всего в несколько тысяч.
Пытаясь рассуждать логически, СП, а вслед за ней и мы решили разузнать, есть ли в Саратове другие фирмы кроме этих трех, которые занимаются ремонтом и техобслуживанием иномарок. Шарашек с такими услугами полно, однако оригинальные запчасти «мерседесов» (из трех машин в губернаторском кортеже - две такой марки) в городе предоставляет лишь ООО «Икар». Выяснилось, что руководство Транспортного управления даже не обращалось туда, чтобы узнать расценки.
- К сожалению, официальный дилер фирмы «Мерседес» по Саратовской области ООО «Икар» не принимал участия в конкурсах и открытых аукционах, - развел руками заместитель управляющего делами правительства.
И правда, почему же дилер проигнорировал призыв чиновников?
- Я в свое время, в начале этого года попытался поучаствовать в конкурсе, - говорит директор послепродажного обслуживания «Икара» Алексей Байкалов. - Там с нас начали требовать электронную подпись Сбербанка. На получение этой подписи уходило очень много времени - порядка месяца, и за это время конкурс уже заканчивался.
Он рассказал, что ТУ никогда не обращалось к ним с просьбой починить машины. Более того, оно должник «Икара» еще с тех времен, когда правительственные «мерседесы» находились у компании на гарантийном обслуживании. На эти претензии Мельникову ответить было нечего за исключением того, что процедуры размещения заказов прошли по закону. Действительно, придраться не к чему. Кстати, говорил, что необходимо отремонтировать в автомобилях ТУ, все тот же Голиков. Ему перед аукционами поручали провести экспертизу транспорта. Получается, сначала он находил поломки, оценивал их, а потом сам же и устранял.

Камни для машины губернатора
Много вопросов у аудиторов возникло к самому ремонту и закупке деталей для автомобилей. Львиная доля средств, потраченных на ремонт, приходится на три иномарки из губернаторского кортежа. В них постоянно что-то ремонтировалось и менялось. Так, у «мерседеса», на котором ездит Павел Леонидович, каждые два месяца чинили и красили капот, крылья и мелкие (но довольно дорогие) детали, ставили новые стекла. Чиновники отвечают: вынуждены были это сделать, поскольку в авто все время летят камни и прочая гадость. И в доказательство приводят объяснительные водителя губернаторского «мерседеса». Дескать, «в районе нового моста из-под встречного автомобиля вылетел какой-то предмет и ударился в мой автомобиль…» или «после мойки я обнаружил следующие повреждения: скол на лобовом стекле, вмятины на капоте…». Получается, таким образом за два года на два «мерседеса» и «БМВ» охраны ушло 5,7 млн рублей.
Мельников попытался было возразить, пояснив, что в сумму входят траты и на «мерс» спикера областной думы, секретаря регионального отделения «Единой России» Валерия Радаева, и на «мерседес» главного федерального инспектора Павла Гришина. Наоборот, на иномарку, закрепленную за Радаевым, в прошлом году, по данным чиновника, израсходовали почти втрое больше (1,1 млн рублей), чем на ипатовскую (398 тыс.).
- Заявляю, что сумма 5,7 млн рублей была потрачена на ремонт автомобилей именно из кортежа губернатора, - осадил Саухин. - Я думаю, что со стороны областного правительства есть желание хоть как-то оправдать себя.
В доказательство глава СП показал пухлые папки отчетов, в которых подробно расписывается, на что пошли деньги. Попытку Мельникова свалить часть вины на Радаева, а значит и «ЕР», Саухин зарубил на корню. Противостояние партии и правительства, конечно, существует, но при чем тут эта история?
- Я не понимаю должностных лиц областного правительства, при чем здесь депутаты и ГФИ? - спрашивает главный аудитор. - Во первых, траты на их автомобили относительно невелики, во вторых, автомобили содержат работники Транспортного управления. Они там могут нарисовать любые суммы на их ремонт, а депутаты и ГФИ об этом могут даже не знать. Они же не контролируют расходы на содержание этих автомобилей.

Отдельная история - цена запчастей. По подсчетам СП, их приобретали у фирмы-победителя аукциона в три-пять раз дороже, чем можно было купить у того же «Икара». Например, некоторые детали у официального дилера стоили 3 тыс. рублей, а ТУ они обходились в 12 тыс. Только по двум ремонтируемым авто, возмущается СП, переплата за запчасти составила 233,6 тыс. Каким образом производились эти расчеты, не совсем понятно, учитывая, что стоимость деталей входила в цену контракта.
Чиновники говорили о «некорректности» сравнения. Но Саухин и тут не полез за словом в карман:
- Ну ребята, если вы заинтересованы в экономии бюджетных средств, вы должны промониторить рынок и выяснить, что у официальных дилеров запчасти в несколько раз дешевле. Значит, проведите не один аукцион, а два: один на ремонт, а другой — на привлечение запчастей, и тогда вы сэкономите не один миллион рублей, а гораздо больше.
Но, господин Саухин, это же замкнутый круг. Если чиновники объявят о еще одном конкурсе, в нем все равно будут участвовать ИП Голиков, Власова и «Гамма-сервис». И победит, скорее всего, Голиков. Такая уж у него карма.

«Воробьи все равно летят»
Еще один интересный факт. По словам директора послепродажного обслуживания «Икара» Байкалова, ежемесячно у них покупают запчасти для автомобилей ТУ на сумму не более 5 тыс. рублей. Получается в год максимум 60 тыс. Это детали, на которые даются гарантии и которые потом можно заменить бесплатно. По всей видимости, Транспортное управление, а точнее ИП Голиков, предпочитает покупать запчасти на стороне. Удобно, таким образом можно списывать на ремонт миллионы и миллионы.
И напоследок палата поведала, как ТУ ремонтировало «Форд Мондео». Знаете, каким образом чиновники определили, сколько будет стоить работа? Правильно, запросили информацию у трех нам известных фирм. «Гамма-сервис» предложило 498900 рублей, ИП Власова - 502600, а Голиков, как обычно, меньше всех - 498500. И как вы думаете, кто победил? В конце концов, «Форд» отремонтировали за 618, 5 тыс.
Подождите, удивились в СП, но ведь можно было доплатить всего лишь 61 тыс. рублей и купить совершенно новенький «форд». Мельников не отрицает этого, но не видит никакой «неэффективности».
- Решение было продиктовано необходимостью введения автомобиля в эксплуатацию для обслуживания областной думы в кратчайшие сроки, - отрезал он.
Что ж тут поделать, раз какому-то чиновнику был нужен именно этот автомобиль и никакой другой из сотни имеющихся у ТУ ему не подходил. Есть ли здесь коррупция или всего лишь неаккуратность и местами халатность, решать правоохранительным органам.

Главный борец с коррупционерами в Саратове, а теперь еще и замдиректора ОАО «Межгортранс», депутат гордумы Александр Ванцов сомневается в точности ударов палаты.
- Я слежу за этой счетной палатой уже где-то год, они из пушки по воробьям бьют, а воробьи все равно летят, - заявил парламентарий. - Ни одна их проверка не закончилась улицей Кутякова, где находится тюрьма. Я могу предположить, что стрельба палаты как минимум неэффективна, а как максимум - преследует непонятные цели, дискредитацию кого-то.
В качестве примера работы СП он привел свое обращение к Саухину с просьбой проверить проблемное строительство ФОК «Ледовая арена» в Заводском районе. В ответ главный аудитор заявил, что для этого сначала областная дума должна обратиться с запросом. Впрочем, гордеп отказался даже предположить, какие цели может преследовать СП, стреляя по правительственным воробьям и главной саратовской птице - губернатору.
- Вам же интересно, чтоб Ванцов фамилию какую-нибудь назвал?! Не дождетесь, я не хочу по судам ходить, - закончил он.

 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

Счетная палата области, Андрей Саухин, проверка Транспортного управления, кортеж Павла Ипатова