Интернатские дети: границы жизни раздвигает искусство

Как и чем живут воспитанники Базарнокарабулакского детдома

09:15, 29 января 2020

Недавно дом-интернат для детей в Базарном Карабулаке Саратовской области отметил 80-летие со дня своего основания. «Четвертая Власть» посетила учреждение и выяснила, каковы сегодня в нем реалии жизни воспитанников и условия работы сотрудников. По правде говоря, при слове «интернат» воображение рисует что-то мрачное: одинокие судьбы детей, холодные стены… Однако в случае с карабулакским учреждением все с точностью до наоборот… Но сначала немного истории.

В 1939 году учреждение начало работу как детский дом с нарушениями опорно-двигательного аппарата и размещалось в отдельных деревянных зданиях бывшего сельхозтехникума. Детский дом выстоял в годы Великой Отечественной войны, тогда в нем находились 260 мальчиков и девочек, в том числе эвакуированных из Белоруссии в 1941 году. Деревянные постройки сменились кирпичными, в 1986 году учреждение перепрофилировали, оно стало обслуживать умственно отсталых детей. В 2019 году учреждение получило наименование «Базарно-Карабулакский специальный реабилитационный дом-интернат для детей».

В интернате обучается 91 ребенок со всей Саратовской области, самому младшему из воспитанников 8 лет. В основном это дети с умеренной умственной отсталостью, но есть ребята и с легкой, и тяжелой степенью. Из сопутствующих заболеваний – ДЦП, сахарный диабет, болезнь Дауна, патологии опорно-двигательного аппарата. Большинство из ребят поступают из семей, в которых родственники не в силах самостоятельно побороть сложность развития.

В общей сложности в доме-интернате 150 сотрудников, из них 38 человек – педагоги (22 учителя, 3 инструктора по труду и воспитатели).

***

Базарнокарабулакский дом-интернат — это большой комплекс, где созданы все условия для жизни и развития несовершеннолетних с нарушением интеллекта.

В нем, помимо спальных комнат и учебных классов, оснащенных мебелью, методическими пособиями, телевизорами, есть сенсорная комната, компьютерный класс, актовый и два спортивных зала, спортивно-оздоровительный комплекс с баскетбольной, волейбольной площадкой, площадкой для мини-футбола (всеми этими видами спорта воспитанники учреждения активно занимаются).

Педагоги и дети участвуют в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях на различных уровнях. Дважды учреждение становилось победителем Всероссийского конкурса и получало грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и четырежды – Всероссийского конкурса «Православная инициатива».

Как пояснил журналисту директор интерната Алексей Климов, ремонт в учреждении проводится ежегодно. К примеру, в 2020 году запланированы работы по столовой и замене ряда окон.

***

Корреспонденту показали комнату, где проходят встречи интернатовцев с родителями, медицинские кабинеты (в том числе кабинет врача, процедурный кабинет и др), где детишек осматривают специалисты и при необходимости оказывают им необходимую доврачебную помощь и назначают лечение. Если ребенок возбужден, чем-то взволнован, медработники его успокаивают, внимательно с ним беседуют.

«У нас есть лицензия на доврачебную, врачебную, психиатрическую помощь. Стаж работы у нас большой, сотрудники все высококвалифицированные. Одномоментно медикаментозное лечение получают 60-70 детей. Человек 10-15 принимаем ежедневно. К каждому индивидуальный подход. Знаем, кому что сказать, с кем как себя вести. Коррекционная работа идет в течение дня», - сообщили медработники.

В скором времени будет оборудован зал лечебной физкультуры, для этого уже заказано необходимое оборудование. Детей будут оздоравливать с помощью массажей и специальных физических упражнений. Есть в интернате карантинное отделение для профилактики инфекционных заболеваний, где детей наблюдают в течение 7 дней. Для мальчиков и девочек предусмотрены отдельные помещения. Они производят приятное впечатление: взгляду журналиста предстали уютные, чистые, проветренные комнаты, где на кроватях лежали цветные атласные одеяла.

***

В главном корпусе стены там и здесь украшают картины и поделки, созданные ребятами. Здесь же гостям демонстрируют достижения воспитанников, в основном спортивные. К примеру, особой гордостью интерната является Кубок мира по мини-футболу, завоеванный ребятами в 2013 году в Польше.

«С этого года опять футболистов набираем, команду формируем и начинаем заниматься», - сказал Климов.

Некоторые дети находились на тихом часе, и можно было увидеть, как мальчики и девочки в раздельных секциях спали на удобных кроватях, кто – обнимая подушку, а кто - вытянувшись во весь рост. В каждом помещении находился дежурный персонал. Директор пояснил, что без присмотра ребятишек ни в коем случае нельзя оставлять – за ними нужен постоянный уход.

«Обстановка у нас максимально приближена к домашней», - пояснил Климов.

«Изюминкой» дома-интерната является зимний сад. Сквозь прозрачную крышу в обстановку тепла и зеленого царства растений пробивался солнечный свет. За уютной обстановкой следит садовник.

«Здесь проходит реабилитация, с детьми работает психолог. Зеленый цвет, живые цветы постоянно, зимой и летом. Небольшой ремонт здесь требуется, будем думать, как крышу перекрывать, потому что стекло в ней со времен СССР еще, нужны современные материалы», -  уточнил директор.

В зимний сад дети могут прийти за руку со специалистом в любой момент. Если надо, даже с уроков - если внезапно ощутили беспокойство.

***

В школьных кабинетах проходили факультативные занятия с небольшими группами учеников (самыми способными ребятами с тягой к творчеству). В одном из классов – мастерской ручного труда – трое мальчиков скрупулезно создавали картины методом алмазной вышивки. С ними находилась педагог Светлана Серебрякова (стаж ее работы в учреждении – 24 года). Женщина поведала, что свои произведения интернатовцы создают самыми разными способами (из природных материалов, бумагопластики, песка, соломы, бисера, крупы и др). В эти занятия вовлечены все воспитанники.

Когда посетители вошли в класс, мальчишки встали и дружно их поприветствовали.

«Здесь проходит творческая реабилитация детей, а также уроки ручного труда – факультатив. Используем разные материалы. Нашими работами украшен детский дом, мы предоставляем работы на различные выставки – как внутри учреждения, так и на районные, и на областные. У нас есть награды», - сообщила Серебрякова.

«Интересно заниматься?» - поинтересовались мы у 13-летнего Вани, который осторожно и внимательно переносил мельчайшие частицы со стола на лежавшее перед ним полотно, создавая картину в духе импрессионизма. Вблизи она казалась разноцветными мазками, а издали это настоящий город, пронизанный различными красками осени. Выяснилось, что ребенок работает над своим шедевром уже полгода: в картине широкая цветовая гамма и она создается из очень мелких частиц.

Мальчик заверил, что работается ему легко и интересно.

«Он на лету все схватывает», - улыбнулась педагог.

В других кабинетах девочки занимались коллективной поделкой в технике оригами, каждая подготавливала модули к большой картине по своим возможностям. Параллельно они занимались другими поделками. Так, Саше нравится работать с бумагой, Катя любит мастерить поделки из резиночек.

«У нас девочки активные. Во всех мероприятиях детского дома участвуют. Лена, Саша, Катя у нас танцуют, Саша участвует в сценках драмкружка. Без дела не сидим. А еще они у нас трудолюбивые»,  - заверила учитель Татьяна Степанова.

Оказалось, что любимый урок девчонок – математика (о чем они хором заявили).

«Вот сейчас помастерим, а потом отдохнем, потом погуляем», - добавила педагог.

Следом мы побывали на классном часе по теме транспорта, в котором участвовали мальчики от 12 до 16 лет (они собирали паззлы и раскрашивали рисунки с изображениями автомобилей, развивая моторику рук). Рядом в настоящей швейной мастерской (так, среди прочего, она оснащена тремя оверлоками, промышленной машиной, гладильной доской с утюгом) работали несколько мальчиков. Преподаватель швейных дел Наталия Булгакова, начиная с 5 и по 9 класс включительно, учит их правильно держать иголку, шить, уметь обслуживать себя самостоятельно, если порвалась одежда или отлетела пуговица. На кружковой работе детей обучают различным техникам вышивания. К праздникам ребята мастерят поделки. На удивление оказалось, что мальчикам нравится вышивать и делать тряпичные поделки не меньше, чем девочкам. Подростки любят дарить результат своих трудов не только сверстницам, но и учителям, воспитателям, нянечкам. Педагог делает заготовки для поделок, форму, а основную работу проделывают дети. К примеру, они изготовили «мягкий паззл» из подушечек разных цветов и форм.

Есть у интернатовцев достижения, которыми не могло не похвалиться руководство детдома.

«У нас Женя Леонтьев занял второе место в конкурсе «Новогодняя фантазия» на приз губернатора», - поделился директор.

***

Готовые работы воспитанников можно было увидеть не только в кабинетах. Картинами, изготовленными методом алмазной вышивки и другими способами, увешана целая стена в актовом зале. 

«Это все организовали сотрудники вместе с ребятишками», - сказал директор.

В другом конце зала находилась сцена. Здесь ребята под руководством педагогов готовят, а затем показывают спектакли и различные выступления – танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах. На некоторые мероприятия со своими номерами приезжают обитатели психоневрологического интерната из Адоевщины (выпускники базарно-карабулакского дома-интерната).

Кстати, об актовом зале. В планах руководства – заменить здесь стулья. Но это пока вопрос будущего.

«Может быть, спонсоры нам помогут», - предположил руководитель интерната.

***

В учреждении три адаптированные программы обучения по дошкольному, начальному и общему основному направлениям.

«Программы мы разработали сами. Нам их утвердили и, с учетом специфики наших детей, по ним работаем. В соответствии с программами мы разрабатываем расписание занятий. В настоящий момент у нас дошкольников нет. Поэтому идет работа только по начальному образованию (с 7 лет) и основному общему (с 11 лет). В силу специфики наших детей занятия длятся 35 минут, 10 минут перерыв между занятиями, которые идут до обеда. После у нас идут занятия в мастерских плюс факультативы. С трех часов работает воспитатель – это внеклассная работа», - рассказала замдиректора по психолого-педагогической работе Лидия Сидоркина.

Причем в программы в любой момент могут быть внесены коррективы. К примеру, если ребята в том или ином предмете начинают преуспевать, ее можно усложнить.

День воспитанников начинается с 7.00. С 12.30 до 15.00 - тихий час. Затем подъем и до 20.00-21.00 (в зависимости от возраста) ребята бодрствуют. Питание пять раз в день. За его сбалансированностью следит медсестра.

С понедельника по пятницу инернатовцы обучаются различным предметам (математика, письмо и др), посещают кружки, а суббота – целиком кружковой день. В будние дни у ребят по 3-4 урока по 35 минут, а в воскресенье они гуляют, играют на стадионе, катаются на санках, смотрят детские телепередачи, слушают музыку, читают и играют в настольные игры.

Свой план ежегодно в начале сентября разрабатывают и те преподаватели, которые ведут кружки (их 28). В конце марта проходит отчет по кружковой работе. Каждый педагог в актовом зале выставляет все поделки, которые сделаны в течение года, или показывает достижения детей на сцене (если это, к примеру, театральный или певческий кружок). Лучшие работы пополняют постоянно действующую выставку, а также могут пойти на районную или областную выставки.

***

Говоря о любом образовательном учреждении, а тем более таком, как дом-интернат для особенных детей, невозможно обойти основополагающий вопрос – методику обучения.

Ее основой, говорит Лидия Сидоркина, является любовь, искренняя любовь к детям, и интерес к своему делу.

«Это первое, что должно присутствовать. Если не получится их полюбить, то и работать с нашими детьми не получится, они у нас особые. Коллектив у нас большой, но случайных людей в нем нет. Бывает, конечно, что люди приходят работать, но, если это не их, это продолжается от силу неделю», - говорит Сидоркина.

Каждый педагог дома-интерната должен не только отлично знать свой предмет. Он должен быть психологом: наблюдать характер каждого, проводить с ними индивидуальную работу.

По словам Сидоркиной, чтобы получить результат, необходимо каждую минуту занимать детей и обеспечивать им постоянную смену вида деятельности. К примеру, долго монотонно писать они не будут. Поэтому 5-7 минут ребята пишут или считают, а потом или для них проводят физминутку, или переключают внимание на что-то другое. При преподавании учитывается диагноз того или иного ребенка (например, аутисты не всегда воспринимают слова педагога, потому что у них свой мир). Учителя стремятся выяснить, к чему такой ребенок проявляет интерес, и помочь ему.

Бывают случаи, когда ребята становятся буйными, раздраженными. За их состоянием наблюдает психиатр, который назначает лечение, с ними постоянно работают психологи. На каждого ребенка есть выписки, рекомендации из больницы, которые строго выполняются. В особо сложных случаях прибегают к госпитализации.

«Если у нас идет урок, ребенок возбудился, реагирует психолог. Если наше педагогическое воздействие не действует, мы уже обращаемся к нашим медикам, к психиатру. Но в основном занятия проходят спокойно. Дети с желанием на них идут. Они знают расписание, распорядок дня», - сказала Сидоркина.

***

Когда я вышел из интерната на улицу, меня не покидало чувство, что я побывал не в каком-то казенном заведении, а в ДОМЕ, где в атмосфере уюта, комфорта и заботы находятся дети. Они дружелюбные и способные, но главное - их окружают опытные педагоги, врачи и прочие специалисты своего дела, которые дарят им свою любовь и стараются сделать все, чтобы тем, кто доверил им свои души, было хорошо. Руководство и сотрудники стараются по возможности улучшать обстановку - обновлять кабинеты и помещения, совершенствовать методику. Однако, конечно, не все в их силах. Есть еще много вопросов, которые предстоит решить. Например, заменить стулья в актовом зале, обновить транспорт… Не все возможно решить своими силами и в рамках того финансирования, которое выделяет правительство. Полагаем, что большую помощь могут оказать спонсоры,  которым небезразлично счастье в глазах детей. Потребность в них у дома-интерната есть.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

образование, новости базарно-карабулакского района, дом-интернат