20 ноября 04:07 в Саратове +2,3°C
Доллар 59.63 Евро 70.36

75 лет использования «голубого топлива» в энергетике

В этот день в 1942 году дежурный инженер саратовской государственной районной электростанции Николай Дмитриевич Тихомиров поднес факел к газовой горелке котла № 6 и зажег её

09:46, 30 октября 2017

  • Николай Дмитриевич Тихомиров

29 октября энергетики отметили историческую дату - 75 лет использования газа на Саратовской ГРЭС. В этот день в 1942 году дежурный инженер саратовской государственной районной электростанции Николай Дмитриевич Тихомиров поднес факел к газовой горелке котла № 6 и зажег её. Этот день стал важным событием в энергетике нашей страны. Саратовская ГРЭС стала первой электростанцией Советского Союза, где отказались от угольного топлива и перешли на газ.

О том, как саратовские энергетики перешли на сжигание «голубого топлива» рассказывается в книге «Первенец саратовской энергетики». До Великой Отечественной войны Саратовская ГРЭС работала, в основном, на привозном донецком антрацитовом штыбе. Но в 1942 году Донбасс был оккупирован и начались затруднения с поставками топлива. Станции пришлось полностью перейти на сжигание карагандинского угля. Его осваивали буквально на ходу. Пылесистемы и топки котлов в срочном порядке оборудовали противовзрывными устройствами, так как этот сорт угля при сжигании в виде пыли был взрывоопасен. Кроме того, казахстанский уголь давал большой выход жидкого шлака, который зачастую заливал топки котлов. Зольные воронки нередко забивались сплошными шлаковыми козырьками, достигавшими пяти- шестиметровой толщины и, чтобы справиться с ними, котлы приходилось останавливать. Ну, а поскольку каждый час их простоя сокращал выработку электроэнергии, рабочие и специалисты не дожидаясь, когда котлы полностью остынут, бесстрашно лезли в раскаленные топки выбивать шлак. Особенно отличились котлочисты А. И. Лазарев, И. И. Горшенин, Ф. В. Земсков, А. И. Горшенин, К. А. Кузьмин и другие, который нередко целыми днями не выпускали из рук лопаты и кувалды.

Но и карагандинский уголь вскоре стал поступать с большими перебоями, а между тем осенью 1942 года Саратовская область стала уже прифронтовым районом, ближайшим тылом сражавшегося Сталинграда. Оборонные заводы города работали день и ночь, люди целыми сутками не покидали рабочих мест, но нехватка электроэнергии снижала эффективность их усилий. Для увеличения выработки электрической энергии требовался надежный и устойчивый источник топливоснабжения. Саратовская ГРЭС остановила свой выбор на мазуте. В военные годы мазут доставляли в баржах по Волге. Сжатые сроки не позволяли затевать строительство новых мазутохранилищ, поэтому из баржи мазут сливался в пустовавшую угольную яму. Из нее он подавался в расходные баки при помощи ковша грейферного крана и металлической коробки, установленной на железнодорожной платформе.  Имевшиеся на станции емкости вмещали всего 180 тонн мазута, а ежесуточно сжигалось до 250 тонн. Энергетики стали искать выход из создавшейся критической ситуации.

Летом 1942 года руководство Саратовэнергокомбината пригласили в Обком партии. Второй секретарь Обкома партии И.Т.Новиков, хорошо знавший положение с топливом, предложил посмотреть скважину на Елшанке, которая дает природный газ. М.К.Оберучев писал в своих воспоминаниях: «И вот мы едем за 16 км на Елшанку. При нас открывают задвижку на трубе, торчащей метра на два из земли, и когда из неё вырывается с ревом струя синеватого газа, её поджигают и на высоту в полтора-два десятка метров вздымается яркий столб пламени.  Мы тут же высказали мнение, что если газа хватит только на месяц работы ГРЭС, то и тогда затраты на сооружение газопровода окупятся с лихвой».

Газопровод был сооружен за 60 дней. В земляных работах участвовало все работоспособное население Саратова. Чтобы найти 15 км цельнотянутых труб, были использованы все резервы, вплоть до откопки труб, уложенных на саратовском нефтеперерабатывающем заводе. 28 октября 1942 года состоялся пуск газопровода «Елшанка-Саратовская ГРЭС». 29 октября газ вспыхнул в горелке котла №№ 6 и 7. К 8 ноября - в топках котлов №№ 4 и 5, а к концу года под котлами №№ 1, 2, 3.

К тому времени опыта использования природного газа, как топлива для электростанции нигде в стране не было. Саратовским энергетикам приходилось учиться буквально на ходу. Устройства горелок, схемы газопроводов, режимы сжигания газа, - все приходилось осваивать впервые.

оставить комментарий
Водитель провалившегося под землю автомобиля рассказал, как произошло ЧП

Водитель провалившегося под землю автомобиля рассказал, как произошло ЧП

В центре Саратова автомобиль такси провалился под землю. Фото и видео

В центре Саратова автомобиль такси провалился под землю. Фото и видео

Прокуратура Балашова: Елена Щербакова незаконно выписала главе администрации 8,5 окладов

Прокуратура Балашова: Елена Щербакова незаконно выписала главе администрации 8,5 окладов

Популярное
наверх