16 декабря 02:49 в Саратове −4,5°C
Доллар 66.43 Евро 75.39

Сверну на Ипподромную…

В нынешнем году Ленинскому исполняется 65 лет. Что и говорить, круглая дата. Район – ровесник Великой Победы. Однако проблем здесь хоть отбавляй. Это и транспортный коллапс, и система ЖКХ, и промышленность, «лежащая на боку».

09:05, 15 июля 2010 Автор: Сергей Щербаков

Решат ли в Ленинском районе транспортные проблемы?

В нынешнем году Ленинскому исполняется 65 лет. Что и говорить, круглая дата. Район – ровесник  Великой Победы. Однако проблем здесь хоть отбавляй. Это и транспортный коллапс, и система ЖКХ, и промышленность, «лежащая на боку». Но важнее всего для района  реализация генерального плана города, которая, если и учитывает специфику Ленинского, то очень слабо. По крайней мере, такой вывод напрашивается после изучения проблем «ленинцев».

Планов наших громадье!

- Ситуация в Ленинском районе -  на уровне 80-х годов, - рассказал заместитель начальника ГИБДД города Юрий Носов. – Здесь зарегистрировано 85 тыс. транспортных средств. Это больше, чем в любом другом районе Саратова. А ведь не следует забывать, что в течение последних пяти лет количество транспортных средств в областном центре увеличивалось на 15 тыс. единиц в год. И лишь в прошлом году эта цифра была в три раза меньше.

Достаточно вспомнить минувшую зиму, когда снегопады, обрушившиеся на Саратов, поставили под самый сильный удар жителей этого района. Тысячи человек были вынуждены идти пешком на работу и оттуда домой, образовались огромные пробки. И сегодня «ленинцы» задаются вопросом: а не повторится ли такая история?

По мнению специалистов городского ГИБДД, необходимо расширять проспект им. 50 лет Октября от улиц Тракторной до Технической. Нужно делать боковые проезды, где можно было бы пустить  автобусы и троллейбусы. У завода СЭПО надо «пробить» проезд до Ипподромной. Есть нерешенные проблемы и на улице Антонова. Также необходимо реконструировать путепровод на Московском шоссе (остановка «Трофимовский»). Это тот минимум, который бы позволил повлиять на ситуацию.

Что самое интересное, такие проекты существуют с 1964 года! Однако ни один генеральный план не стал директивным документом для области. Они как бы «вещь в себе». И когда слушаешь отчеты чиновников муниципалитета на профильных комиссиях городской думы о реализации генплана Саратова, создается впечатление, что все формально, для «галочки».

Сегодня чиновники региональной столицы мечтают о легком метро. Вопрос поднимался еще в ноябре прошлого года на одной из комиссий гордумы. А чем «легкое метро» отличается от настоящего метрополитена? Заявлялось, что силами ОАО «РЖД» будет построен разъезд «Ивановский – станция Татищево». И тогда транзитные поезда пойдут в обход Саратова. Пояснения давал председатель городского комитета по архитектуре и градостроительству Андрей Гнусин:

- Легкое метро – это использование железнодорожных путей после их высвобождения. По генеральному плану развития города, пути соединяют у нас поселок Зоринский и Кокурино. И основные остановочные пункты будут следующие: Зоринский, Трофимовский, 3-я Дачная, железнодорожный вокзал, станция «Саратов-2». Одна из наших задач – закрепить земельные участки с последующим их освоением под транспортные сооружения. Все знают посадочную площадку на электричку на 3-й Дачной. Вот на этом месте должно в перспективе быть сооружение типа высадки-посадки метрополитена. То есть турникеты, обслуживающие элементы...

Очень интересные мысли, но чиновники признали:  «легкое метро» появится, дай Бог, к 2020 году. А что делать сегодня?

Мечты
о Стрелке

- Еще в 1994 году был проект, по которому планировалось на 3-й Дачной сделать Аллею Славы, которая должна была идти от Дворца культуры «Россия», - вспоминает городской депутат Олег Комаров. – И эта аллея  должна была быть свободной от всяких ларьков, она предназначалась для прогулок, для свободного прохода. К сожалению, фирма «Элвис гарант» ее застроила своими ларьками. Этой фирме помогал бывший мэр Саратова Юрий Аксененко. Хотя по закону нельзя на аллее под застройку ничего отводить, но они по метру отвели часть пешеходной зоны. А дальше пошли споры,  законно или незаконно, но факт остается фактом: на этом отводе построили навесы, а затем начали ставить железные ларьки.

Многие удивляются, когда узнают, что тротуары и проезжую часть возле трамвайного полотна на 3-й Дачной занимает именно рынок «Элвис». Почему-то большинство думает, будто это сделано директором финансово-промышленной группы «Славянский мир» Олегом Комаровым. Хотя как раз Олег Константинович не имеет к  ситуации никакого отношения.

Удалось выяснить, что по плану 1994 года возле рынка должно было расположиться «пустое пространство». Это требовалось для противопожарной безопасности и  чтобы жители Ленинского района могли свободно передвигаться здесь, а не попадать сразу из железного корпуса рынка на трамвайные пути. Плюс ко всему тут же предусматривались различные дренажи, ливневая канализация и т.д.

По предыдущему генплану Саратова в Ленинском районе намеревались сделать великолепную дорогу – вдоль заводов, по которой планировалось пустить маршрутки с выходом на Студгородок, а оттуда – на 1-ю Дачную, Стрелку. Но так получилось, что в свое время «Танталу» отвели землю, и проект заглох.

- Совершенно непонятно, почему на Стрелке отвели землю под заправку «ЛУКойла», - комментирует Комаров. – Логики здесь нет никакой, и сделать городская власть уже ничего не может, судится, а получается, что все права защищены.

Город страдает от этих проблем, когда в политико-экономических, а реально в коррупционных целях принимались решения, противоречащие плану и здравому смыслу. И эти последствия с правовой точки зрений необратимы. Я думаю, это, наверное, тема для кандидатской или докторской диссертации по юриспруденции: ликвидация последствий приобретения общественно значимой собственности, приобретенной в период правового беспредела.

Казалось бы, такие «мелочи» для Ленинского района: кусок территории возле «Тантала», автозаправка, препятствующая строительству дороги стратегического для города направления… Но ситуация с земельным участком вокруг транспортной развязки на Стрелке грубо искажает возможности, заложенные в саратовском генплане.

Два десятка лет назад туда включили вариант использования улицы Лунной. Предлагалось пустить по ней троллейбусы, которые разгрузили бы проспект им. 50 лет Октября. Но воз и ныне там. Теперь на этой улице тоже стоит автозаправка, хотя планировалось упорядочить движение общественного транспорта и даже для троллейбуса сделать развязку.

О стратегическом плане замолвите слово

Есть, конечно, поистине «безумные» проекты, которые озвучиваются специалистами, причем в первую очередь теми, кто заинтересован в развитии как Ленинского района, так и всего города.

Помните «легкое метро»? Существуют еще более оригинальные идеи…

Например, где взять дополнительную трассу в центре Саратова? В дорожный комитет поступило предложение: перенести железную дорогу за территорию города, сделать ее окружной, а существующую использовать как магистраль. Почему бы и нет? Дальше – больше. Предлагается сделать эту дорогу двухуровневой, то есть сверху должен быть монорельс, внизу - магистраль для обычного транспорта. Кстати, такой проект имелся в прежних вариантах генплана. Так почему бы не заложить его в перспективный план лет на 10 вперед? По мнению экспертов, это кардинально решает проблему транспорта для всего Саратова.

- Речь идет о перспективе на будущее, когда грянет реальный транспортный паралич во всем городе и других альтернатив не будет, - считает Олег Константинович. – А под такой проект можно и нужно искать инвесторов. Что можно сделать сейчас? Проблематика сегодняшнего дня толкает нас на определенные решения. К примеру, нам необходима минимум шестиполосная дорога в районе. А нам говорят: и четырех достаточно. А делая магистраль на месте железной дороги, мы соединяем нормальной скоростной трассой Ленинский, Заводской и Кировский районы, решаем проблему связи между крайними точками города. Наши потомки лет через 50 скажут «спасибо!».

Ну и, конечно, еще одна проблема – строительство подземных стоянок. Предложения такие уже поступают и  главе города, и  руководителю администрации. Плюс необходимо увеличивать штрафы за незаконные парковки. Так, например, даже руководству городского ГИБДД неизвестно точное количество несанкционированных стоянок. Хотя Юрий Носов признает, что число штрафов за них уже измеряется тысячами. Причем ГИБДД не в состоянии решить эту проблему, поскольку на все «брошенные» машины банально не хватит инспекторов.

В Ленинском районе она наиболее актуальна. Но, увы, для нее в генплане нет решения, нет необходимых под это площадей и дорог, нет развития инфраструктуры.

Некоторые эксперты считают, что когда мы говорим о Саратове в целом, то говорим о мультистратегии, но по этой причине не может быть единой стратегии для всего областного центра. Хотя вряд ли можно представить себе Ленинский или Заводской преображенными до состояния курортного города для рекреации. Иные спрашивают, сколько в районе населения. Оказывается, около 300 тыс.! Но тут возникает проблема: пусть у  каждого района будет своя стратегия, основанная на культурной идентичности, исторически сложившихся особенностях экономики. Или Саратов тогда  превратится в группу городов, которые ассоциативно между собой связаны?

- Не хватило советской власти времени, чтобы выполнить генеральный план города образца 1979 года, - рассказал профессор Поволжской академии государственной службы, экс-министр экономического развития губернии Александр Степанов. – Но я вновь возвращаюсь к идее стратегического плана Саратовской области. Вокруг такого плана должны крутиться различные программы. Почему не работает прежний стратегический план? Неправильной была его идеология. И он не был принят в обществе чисто психологически. Но сегодня такая идея снова витает в умах. Кстати, подобные планы есть в Канаде,  США,  Франции. А что касается отдельной стратегии Ленинского района, то ее быть не может.

Но существуют и другие мнения, которые наталкивают на размышления.

- А вот скажите, почему генплан Саратова был заказан в Москве? – резонно спрашивает эксперт по развитию градостроительства Саратовского отделения некоммерческой организации «Союз архитекторов России», доцент кафедры архитектуры СГТУ Людмила Тарасова. – И так все время происходит…

Другие эксперты все-таки доказывают, что нужен стратегический план не для губернии и даже не для города, а для отдельно взятого района. В частности, для Ленинского. Более того, высказываются мнения: следует обратиться к жителям с вопросами, не хотят ли они его переименовать и что надо сделать для развития района - построить, в первую очередь, транспортные развязки или проводить там Собиновский фестиваль?

Может быть, и впрямь спросить об этом «ленинцев»?

 

(Использованы материалы круглого стола «Стратегические направления развития Ленинского района и генеральный план города Саратова. Проблемы и перспективы развития транспортной инфраструктуры», организованного депутатом Саратовской городской думы Олегом Комаровым.)

СК: Министр Щербакова отказалась признавать вину по двум уголовным делам

СК: Министр Щербакова отказалась признавать вину по двум уголовным делам

Суд не стал рассматривать ходатайство об отстранении уже уволенного Дмитрия Соколова

Суд не стал рассматривать ходатайство об отстранении уже уволенного Дмитрия Соколова

В Саратове ждут продолжение снегопада и арктический мороз

В Саратове ждут продолжение снегопада и арктический мороз

Популярное
наверх