После концерта в Саратове пианист Николай Луганский осудил сокращение расходов на культуру

"...А справедливость должна быть такая, что люди за одинаковую работу должны получать одинаковые зарплаты в Москве и в Воронеже или в Саратове. И люди должны получать зарплату за работу, а не за проставление штампа или подписи"

09:57, 24 ноября 2011

Фото: Анастасия Лухминская

Вчера в Консерватории Саратова состоялся концерт пианиста-виртуоза Николая Луганского. В зале был аншлаг несмотря на практически полное отсутствие рекламной кампании. Не в последнюю очередь благодаря тому, что билеты на его концерт доступны - в отличие от билетов на концерты Дениса Мацуева, который, по мнению некоторых критиков, уступает Луганскому в мастерстве, хотя гонорарами соперничает с поп-звездами.
Артист исполнил Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Людвига ван Бетховена и Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Сергея Рахманинова. Оркестром дирижировал народный артист России Александр Скульский. После своего блестящего выступления пианист дал небольшое интервью корреспонденту "Четвертой власти".

- Не получилось найти хронологию Ваших выступлений в Саратове. Может быть, вспомните навскидку, сколько раз Вы у нас бывали?
- Очень тяжело вспомнить все. В Саратове я играл в жизни концерт с оркестром, я был в четвертом классе, играл ре-минорный концерт Баха. Это был 1982 или 83 год. Первое было в Нижнем, откуда приехал Александр Скульский. Потом был довольно длинный перерыв. Потом я играл Рахманинова второй и четвертый концерт три-четыре года назад с Линь Тао.
- Вы застали наш зал филармонии, когда он еще не сгорел?
- Видимо, да, когда я приезжал в 80-е. Но в последний мой приезд этого зала уже не было.
- Сейчас зал собираются восстановить, и есть один спорный момент: его предлагают делать с подзвучкой (эта тема обсуждалась на заседании рабочей группы Саратовской областной думы по вопросу о реконструкции филармонии в августе). Каково Ваше мнение о залах, озвученных с помощью аудиотехники?
- Если зал на 10 000 человек - тогда, конечно, это необходимо. Но если зал рассчитан на меньшее количество, я не понимаю, зачем это нужно. Есть масса залов, в которых 2500 - 3000 мест, никакой подзвучки там нет. Есть залы лучше и хуже, но, например, в Японии практически все новые залы конструируют без этого.
- Сейчас принят бюджет на 2012 год. Вы наверняка далеки от этих вопросов...
- Очень!
- ...Но если вкратце, сферу культуры ждет существенное урезание. Ваше мнение: чем это чревато для солирующих звезд и для простых музыкантов?
- Для солирующих звезд это ничем не страшно. О них заботиться не нужно, они проживут в любые времена. Заботиться нужно о коллективах оркестровых, оперных и особенно - в провинции. Все-таки и в Москве, и в Петербурге больше возможностей, там люди ближе к властным кабинетам, есть шансы заработать. А то, что происходит в провиниции... Это безобразие, что там происходит. Я не думаю, что вопрос исключительно в культуре. Это вопрос справедливости. Сейчас это слово вообще не существует, раньше хоть демагогия была какая-то на это тему. А справедливость должна быть такая, что люди за одинаковую работу должны получать одинаковые зарплаты в Москве и в Воронеже или в Саратове. И люди должны получать зарплату за работу, а не за проставление штампа или подписи. Это вопрос целого.
- Тем не менее, концерт был светлый и радостный. У Вас уже новогоднее настроение?
- Я еще позавчера находился в Калифорнии, это 12 часов разницы, и я боялся, что на этом концерте могу упасть. Но ничего, пока обошлось. До нового года, как мне кажется, еще страшно далеко. Я еще до этого момента успею побывать в Европе, в Японии, в России, в Белоруссии.
- А где планируете встретить Новый год?
- Скорее всего, в Москве или в деревне под Москвой.
 

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

концерт, Николай Луганский, консерватория, филармония, новости Саратова