В театре Драмы открылся фестиваль памяти Янковского

Вообще среди актеров об этом не принято говорить, но Янковский был в таком статусе, что ему было можно: он любил славу.

09:40, 16 ноября 2011

Фото: Анастасия Лухминская

Вчера в театра Драмы имени Слонова состоялось открытие первого Всероссийского театрального фестиваля памяти Олега Янковского. Фестиваль открыл спектакль «Все оплачено» – последний, с которым Олег Иванович приезжал на свою историческую родину, в Саратов. На пресс-конференции выступили партнеры Янковского по спектаклю: народные артисты Инна Чурикова и Александр Збруев, а также актер Андрей Соколов (актер Ленкома, известный альтернативно просвещенному зрителю по телесериальной роли адвоката Зимина) и более молодые участники постановки. Пресс-конференция не могла не стать своеобразными поминками, на которых каждый поделился своими воспоминаниями. Не обошлось и без своеобразной «дуэли городов». Принимающая сторона упирала на то, что покойный артист в первую очередь – славный сын Саратова, приглашенные звезды – на то, что Москва помогла вчерашнему актеру саратовской драмы стать великим человеком и тем самым Мюнхгаузеном.
Во вступительном слове завлит театра Драмы Ольга Харитонова представила именитых гостей и более скромно держащихся хозяев.
«Мы не могли допустить, чтобы первый театральный фестиваль открывал кто-то другой. Фестиваль обязательно должен был открывать театр Ленком — второй и главный театр в жизни Олега Ивановича. Московский театр Ленком под руководством Марка Захарова. Мне только хотелось бы напомнить вам, что наш фестиваль проходит при поддержке правительства области, он проходит под патронатом губернатора Павла Ипатова, и мне очень хочется, чтобы первое слово сегодня сказал Алексей Данилов, заместитель председателя правительства области, поскольку правительство во многом сделало этот фестиваль возможным, поддержало инициативу нашего театра». В своем слове зампред напомнил, что Олег Иванович учился в Саратове и в течение 10 лет служил в театре драмы. «Мы надеемся, что фестиваль будет иметь продолжение и хотим, чтобы он получил прописку, постоянную прописку в Саратове», – заметил Данилов.
Первой из приглашенных взяла слово заместитель художественного руководителя Ленкома Юлия Косарева. «Олег был нашим товарищем, очень близким нам человеком, вот сейчас о нем говорят «великий», я не знаю, говорили ли ему так в лицо...», – начала она. «Нет, не говорили», – тут же ответил Александр Збруев. Инна Чурикова подхватила: «Да, не говорили, вот видите, Я даже не знаю, слышит ли он это, видит ли он, что он великий. Для нас он очень близкий, настоящий, с большим чувством юмора и иронии, его так нам не хватает. Он такой глубокий человек. Причём я должна сказать, что с каждым годом он становился актёром всё лучшим, все глубже, и мне кажется, что он ушёл от нас на взлете, у него огромнейшая потенция была, потому что он удивлял меня. Он как партнер постоянно удивлял меня, он находил какие-то точные подробности, которые меня очень волновали. Я вообще больше всего люблю партнера, потому что когда партнер хорош и ты становишься лучше. Я говорю сейчас о работе, но, в принципе, это и в жизни так. Очень не хватает его, и я испытываю этот голод по Олегу. Он аккумулировал всех нас вокруг себя. Кстати, при нем актрисы всегда чувствовали себя женщинами. Он умел сказать комплимент, отметить, как мы одеты, это был очень близкий для нас человек».
Вторым своими воспоминаниями поделился Збруев. «Мне кажется, он все время работал с собой или над собой, он трудился, он менялся все время, в лучшую сторону. Так что первые слова, которые хочется сказать «Саша, ты его друг». Жизнь – такая сложная драматургия, что предугадать в ней практически ничего невозможно. Знал ли Олег, что в этом театре соберутся люди, которые почтут его память? Я Олега в первый раз встретил в Доме актера на Пушкинской площади. Он пришел с Роланом Быковым. Они тогда пробовались на «Два товарища». Быков замечательно свободно всегда себя вел в этом ресторане: он подсаживался к кому-нибудь, в компанию, разговор продолжался, и он пользовался всеми благами этого стола. Он пришел с молодым, очень молодым, скромным, неразговорчивым человеком. Блондин он был тогда, крашеный. Быков сказал: «Знакомьтесь, это Олег Янковский. Запомните его, он в будущем будет очень известный актер». За столом сидели циничные люди: мы посмеялись. Великих в ту пору было так много, что мы не поверили Ролану. Но, тем не менее, Олег очень скоро дал о себе знать в своих фильмах.
А когда Олег собирался на свои первые пробы... Я не знаю, знаете ли вы эту историю. Это был фильм Басова, «Щит и меч». Он так хотел сниматься в Москве, и он говорил: «Я последние два дня перед тем, как выехать в Москву на пробу только и думал о том, чтобы не упасть, не заболеть – и горло завязывал, и от ветра прятался. Готов был все деньги, какие у меня есть, отдать, лишь бы только меня снимали». Эти фильмы, они и сделали его единственным. Много хороших артистов (сейчас, правда, все меньше и меньше), но он – единственный и неповторимый.
Вообще среди актеров об этом не принято говорить, но Янковский был в таком статусе, что ему было можно: он любил славу. У него была потрясающая интуиция, и он не шел в те проекты, которые казались ему сомнительными, которые, как ему казалось, не принесут ему славы. И он не ошибался.
Пожалуй, в течение встречи с журналистами на правах близкого друга Янковского Збруев говорил больше всех, делился воспоминаниями: «Мы сидим вместе с ним в гримерной. Я не ошибся в слове: сидим. У нас рядом гримерные столики, и на его столике всегда его фотография, небольшой крестик от зрителей, небольшой детский рисунок, от девочки, которая его нарисовала в «Бароне Мюнхгаузене». И обязательно цветы. Мы всегда приносим цветы и кладем его на столик, который занимал Олег и занимает до сих пор. Нам не хватает его. Не знаю, как здесь, но мне кажется, что самая творческая жизнь у него началась там, в Москве. В него очень-очень поверил Марк Анатольевич Захаров и сразу же дал ему центральную роль в «Автограде-21», и Олег, мне кажется, хорошо ее сыграл, но с каждой последующей он совершенствовался. Он смотрел внутрь себя, насколько он соответствует сцене, на которой играют Евгений Палыч Леонов, Чурикова, Коля Караченцов и другие актеры. И он всегда себя за волосы приподнимал. Он себя чувствовал в пространстве, это важно каждому актеру. Что это за пространство, в котором ты есть? Что это за люди, которые тебя окружают? Занять именно то пространство, которое тебе предназначено драматургом – вот что важно. При этом он никого не обижал. Не то, что некоторые нынешние звезды».
«Сейчас так много звезд, целое небо», – иронично добавила Инна Чурикова. Ее слова подхватила молодая актриса Надежда Щукина, также занятая в спектакле «Все оплачено»: «Такие звезды нам светят подчас, но ничего не освещают. А он был настоящей звездой!»
Кое в чем следовало бы согласиться с московскими гостями. Наш Олег Янковский – в первую очередь звезда, а какой он был бы звездой, останься в свое время в Саратове? Грустный ответ напрашивается сам собой.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

фестиваль памяти Янковского, Олег Янковский, Инна Чурикова, Александр Збруев, Андрей Соколов, Алексей Данилов, театр Драмы им. Слонова