Не зависимые от закона перевозчики. Рейд «ЧВ» выявил множество нарушений на саратовских автобусных маршрутах

«Четвертая Власть» надеется, что изложенные факты подвигнут надзорные органы разобраться в царящем правовом нигилизме на рынке пассажирских перевозок

09:30, 2 марта 2023

«Четвертая Власть» продолжает серию материалов, посвященную проблемам и грубейшим нарушениям, происходящим на рынке пассажирских перевозок в Саратове.

В прошлой статье ««Автобусы – призраки» и их покровители» мы писали о том, как компания «Парус» осуществляла перевозку пассажиров на отсутствующих в правовом поле автобусах с поддельными госномерами. Данная организация является клиентом юриста по транспортным делам — бывшей осужденной чиновницы правительства Саратовской области Гелены Алексеевой.  Вокруг этого юриста, выдаваемого в материалах некоторых СМИ общественным борцом с транспортным беспределом, сколотился целый конгломерат перевозчиков, ныне оккупировавших городские маршруты. Сама юрист гордо именует его «независимые перевозчики», правда, не уточняя от чего.

Начиналось все с того, что, находя правовые зацепки, Гелена Алексеева своими стараниями через УФАС и суды начала убирать с маршрутов и конкурсов опытных и сильных перевозчиков, десятилетиями обслуживающих муниципалитет. Дело на первый взгляд благородное, потому что в отрасли пассажирских перевозок должен быть обеспечен кристально чистый порядок. Однако под таким прикрытием произошел банальный передел части рынка в интересах сотрудничающих с Алексеевой фирм. При этом проблем и нарушений в перевозках стало значительно больше, а подвижной состав оказался хуже.

Далекому от бизнес-разборок пассажиру, на самом деле, все равно, кто его возит, главное, чтобы было удобно, комфортно, законно и безопасно. А именно с этим сейчас возникают большие неувязки. Продолжая выискивать изъяны у конкурентов, тем самым расчищая рынок своим, Алексеева никогда не сообщит широкой общественности, как подопечные ей перевозчики сами с головой увязли в тотальных нарушениях. Вокруг них царит тишина и вакуум, никого не лишают свидетельства, не выгоняют с маршрутов. «Четвертая Власть», как и обещала, прерывает сложившийся режим тишины и надеется, что изложенные нами факты подвигнут надзорные органы разобраться в царящем правовом нигилизме на рынке пассажирских перевозок.

«Парус»

Начнем со старого знакомого - ООО «ТК«Парус». Данная организация обслуживает на территории региона 13 маршрутов. В Саратове — 2 , в Энгельсе — 4, семь оставшихся относятся к пригородным и межмуниципальным маршрутам. Обслуживанием  маршрутов с учетом резерва у «Паруса» должны заниматься 72 единицы подвижного состава, которые были представлены на конкурс, за счет чего компания и получила право перевозок. При этом в реестре автодорожного надзора за «Парусом» числится лишь 44 автобуса. Другими словами, у «Паруса» прослеживается 40-процентная нехватка подвижного состава. Возможно ли таким количеством транспорта выполнить взятые на себя  обязательства, вопрос риторический. Конечно, нам известно, что «Парус» попался на том, что занимался перевозкой пассажиров на незарегистрированных автобусах-призраках, но подобного рода перевозки также являются вопиющим нарушением. Такие автобусы в случае обнаружения подлежат незамедлительному снятию с рейсов.

Свои выводы мы решили подкрепить практическими наблюдениями.  1 и 2 февраля нами был организован рейд по проверке подвижного состава «Паруса», обслуживающего маршруты 60 и 110 города Саратова.  Из 20 автобусов, которые должны были обеспечивать работу 110 маршрута, в рейс 2 февраля вышли 14.  Дефицит автобусов на рейсе составил 30 процентов. Из 14 работающих машин 4 отсутствуют в реестре УГАДН (К087ОХ164, К382ОС164, К401ОС164, К298ОС164). У двух машин по открытым данным страховых компаний отсутствует полис  ОСАГО (K591ВУ164, К090ВХ164) .

На маршруте №60 из необходимых 20 автобусов линию 1 февраля обслуживали 15. Нехватка подвижного состава 25%. Автобус под госномером В722КХ164 не значится в реестре УГАДН и не имеет ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров).

Как видно из результатов проверки, количество нарушений зашкаливает. И это всего-навсего за 1 день. Здесь наберутся нарушения и на лишение маршрута, и на лишение свидетельства, было бы кому проверять. Представляете, сколько интересного могло бы всплыть, организуй ГАИ и УГАДН единовременную проверку всех маршрутов «Паруса»?

ИП Данилов

Еще один достойный и опекаемый Геленой Алексеевой перевозчик — это ИП Данилов. На конкурсы, где победил данный субъект, автобусы собирались, что называется, всем миром. То,  что у самого Данилова подвижного состава в необходимом для побед количестве и качестве нет, секретом в транспортной отрасли не является.

ИП в настоящий момент держит 8 маршрутов в Саратове. Согласно утвержденному реестру, обслуживать их должны 93 автобуса, однако в реестре автонадзора зарегистрировано лишь 50. Дефицит транспорта у данного перевозчика стремится к 50 процентам. О каком качественном, законном и безопасном обслуживании пассажиров при таком раскладе может вестись речь в принципе? Тем не менее, перевозчик продолжает вставать на маршруты и зарабатывать деньги ценой нарушения взятых на себя обязательств.

Что же в итоге получает пассажир? С 14 по 17 февраля нами были проверены 6 маршрутов перевозчика.

Самым чистым с точки зрения нарушений оказался маршрут №56. Из 12-ти графиков на маршруте 14 февраля присутствовало 10 машин, но с полным соответствием условиям контракта.

17 февраля по маршруту №35 вместо положенных 11 курсировали  9 автобусов. Два из них не числятся в реестре УГАДН (К680ОК164, Е083МУ164). У двух автобусов отсутствует ОСГОП (К680ОК164, А929УВ164).

На маршруте 25 вместо 8 маршруток 16 февраля в рейс вышли 3. Нехватка подвижного состава составила больше 60%. В реестре УГАДН отсутствуют 2 машины (А960УХ164,А046ХК164). У этих же автобусов отсутствует ОСГОП; ОСАГО же не было ни у одного из допущенных к обслуживанию населения автобусов (дополнительно В240АР164). Транспортное средство А960УХ164 вообще набрало «комбо», у него ко всему прочему отсутствует технический осмотр.

В тот же день на маршруте №24 вместо положенных 3 маршруток на линии не было ни одной! На конкурсе за право осуществления перевозок по данному маршруту ИП Данилов заявлял 3 автобуса для перевозки маломобильных граждан.

На маршруте №72 из 13 необходимых автобусов 15 февраля курсировало 8. Нехватка подвижного состава около 40%. В реестре УГАДН не числится машина А975ХО164. Полиса ОСАГО нет ни у одного из перевозивших граждан автобусов. Техосмотр отсутствовал у двух:  А018ХК164,  А975ХО164. По условиям контракта маршрут должны обслуживать 7 машин с газобалонным оборудованием и 7 низкопольных. Данные характеристики заявленных на бумаге автобусов позволили Данилову  во время проведения конкурса получить дополнительные баллы и выиграть маршрут. Однако на деле на маршруте находились только 5 машин на газе и 4 низкопольных (нехватка 3 шт., или более 40%).

На маршруте 67 из 20 автобусов в рейс 15 февраля вышли 12. Нехватка машин составила 40 процентов. В реестре УГАДН отсутствуют 4 автобуса (А287НК164, А100ХК164, А090ХК164, А111ХС164). Полиса ОСАГО не было на 9 автобусов, ОСГОП отсутствовал  у трех (А287НК164, А090ХК164, А111ХС164). Из 7 автобусов на газу по факту обслуживало население только 4  (нехватка более 40%), а из 19 (!) заявленных низкопольных автобусов на  маршруте насчиталось только 6, что просто кричит  о фиктивности предоставленных на конкурс документов, подтверждающих наличие подвижного состава. Если просуммировать полученные в ходе проверки данные, получается, что из 29 заявленных на конкурсах низкопольных машин, обеспечивших ИП Данилову победу, фактически эксплуатируется всего-навсего 10. 

ТК «Властелин»

Памятуя о подопечных Гелены Алексеевой, просто невозможно не упомянуть о самом одиозном из ее подопечных — Андрее Дробязко с его компанией ТК «Властелин». Организация известна тем, что в свое время, сколотив сообщество перевозчиков, занималась, как принято называть, серыми перевозками.  Под видом заказных автобусов ими была развита теневая сеть фактически регулярных межмуниципальных  перевозок. Благодаря полной свободе действий, чего не могли себе позволить официалы, властелиновцы быстро заняли рынок, отобрав хлеб у законных перевозчиков, многие из которых разорились. После того, как на происходящее стали более строго смотреть надзирающие за отраслью органы, «Властелин» и другие подконтрольные Дробязко организации начали вставать на официальные маршруты. Однако выработанная за долгие годы «пиратства» привычка закрывать глаза на соблюдение пути следования маршрута, места высадки-посадки пассажиров  осталась, хоть это и является грубым нарушением. Машины под вывеской «Vlasteline», не стесняясь, заезжали в города, которых не было в карте их маршрутов, и продолжали воровать пассажиров у своих конкурентов. Данную деятельность можно было легко пресечь и навести порядок. Но у инстанций, наделенных для этого необходимыми полномочиями, по какой-то причине не хватало ни желания, ни сил. Дошло уже то того, что не все официальные маршруты междугороднего сообщения «Саратов-Москва» отправляются «Властелином» с Автовокзала. Как обеспечивается при этом антитеррористическая безопасность на автобусах, следующих в Москву в наше непростое время, — остается загадкой. Но это уже другая, отдельная история.  

На муниципальных маршрутах Саратова у «Властелина» всего 2 маршрута, и если бы не объединяющий фактор в лице Алексеевой, организация не попала бы в поле нашего зрения, поскольку на фоне остальных перевозчиков ее конгломерата злостными нарушениями на городских саратовских маршрутах «Властелин» обычно не страдает.

22 февраля нами был проверен маршрут №105. На нем вместо положенных 16 автобусов курсировали 15, но со всеми необходимыми документами. Однако автобусы, которыми осуществлялась перевозка пассажиров, были 17-18 года выпуска, 9 штук из которых соответствуют экологическому классу Евро-4. Между тем на маршруте должны находиться автобусы, соответствующие экологическому классу Евро-5.

О чем молчит Гелена Алексеева

Как показывают итоги рейда, перевозчики, в чьих интересах выступает Алексеева, собрали даже не букет, а целую клумбу грубейших нарушений от несоответствия конкурсным заявкам до выпуска незастрахованных, незарегистрированных машин с большой нехваткой подвижного состава на маршрутах. Это приводит к совсем неутешительным выводам о том, что курируемая государством отрасль по каким-то причинам контролируется поверхностно, хотя речь идет о комфорте и безопасности горожан.

С другой стороны, нельзя сказать, что проблемы пассажирских перевозок совсем обделены вниманием. Например, в начале февраля в областной прокуратуре состоялось заседание общественного совета по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, посвященное сфере пассажирских перевозок и работе общественного транспорта. В мероприятии приняли участие представители транспортного бизнеса, областных министерств, УФАС, администраций Саратова и Энгельса, ГИБДД. Приглашена на мероприятие была и Гелена Алексеева.

По растиражированной ей в ряде СМИ информации, на заседании юрист вещала ровно о тех же нарушениях, что мы выявили во время собственной проверки, только касались они, естественно, конкурентов, а не опекаемых Алексеевой перевозчиков-нарушителей. Здесь можно обойтись без лишних слов, все по лекалам знаменитой пословицы. Кто там громче всех кричит «держи вора»?

Кстати, на мероприятии присутствовала руководитель «Паруса» Алла Зубрилова, которой было что рассказать прокуратуре с практической точки зрения. Например, как появляются на ее городских маршрутах незарегистрированные автобусы с поддельными госномерами. Но предприниматель поскромничала. Не рассказала об этом и Алексеева, а в своих комментариях по итогам встречи не упомянула, что к самому «Парусу» прозвучали претензии по поводу нежелания компании заниматься обслуживание льготников.

Не поведали читателям и о том, что глава региональной антимонопольной службы Елена Рысева призвала правоохранительные органы внимательнее отнестись к правовым разборкам между «Ершовским АТП» и «Билетным терминалом», который долгие годы, нарушая маршрут, воровал у АТП пассажиров. В период, когда фиксировались нарушения, «Билетный терминал» был аффилирован «властелину» Андрею Дробязко.

Не знаем, о чем шла речь в выступлениях ГИБДД и какую оценку их работе давала Алексеева, но точно знаем, что представитель «независимых перевозчиков» забыла выразить управлению благодарность за воспитание ценных кадров в лице бывшего начальника саратовского ГАИ  Алексея Строгова. Полученные на службе навыки с недавнего времени применяются им на посту заместителя директора ТК «Властелин». Публичную благодарность ему за личное участие в вызволении «мутных» автобусов «Паруса» со штрафстоянки могла озвучить Алла Зубрилова,  но она и здесь по привычке поскромничала.

В общем, в работе конгломерата перевозчиков, от имени которых ведет свою деятельность Алексеева, есть множество интересных нюансов. И о них мы  обязательно расскажем, но уже в следующем нашем материале.

Не пропустите главное - подпишитесь на Telegram-канал Подписаться

гелена алексеева, пассажирские перевозки, транспорт, алла зубрилова, серые перевозчики, андрей дробязко, тк властелин